21 апреля в прокат выходит экшен-драма «Первый Оскар» – о том, как советские фронтовые кинооператоры впервые получили главную награду Голливуда. В основе фильма Сергея Мокрицкого («Битва за Севастополь», «Черновик») лежит история съемок документальной ленты «Разгром немецких войск под Москвой», получившей в 1943 году первую в истории советского кино премию «Оскар». Герои «Первого Оскара» – студенты-операторы Лев Альперин (Антон Момот) и Иван Майский (Тихон Жизневский), которые отказываются уезжать в эвакуацию и добиваются направления на фронт, чтобы с камерами оказаться в центре битвы за Москву. Накануне премьеры фильма TV Mag поговорил с исполнителем главной роли актером Антоном Момотом о том, как ему пришлось преодолеть себя на съемках.
Антон, обычно режиссеры подмечают вашу брутальность. В роли такого скромного парня, как в «Первом Оскаре», мы вас раньше не видели. Расскажите, как вы попали на кастинг, с чего все началось для вас?
Я очень благодарен продюсеру картины Наталье Мокрицкой, которая увидела меня в фильме «#c_училища», где я как раз играю брутального, агрессивного, тяжелого человека, который только что вышел из тюрьмы. Именно она, глядя на меня в этой роли, решила предложить режиссеру попробовать меня на Льва Альперина. Я до сих пор удивляюсь! (Улыбается.) Но я безмерно рад, что она смогла разглядеть что-то во мне, дать шанс и обратить на меня внимание Сергея Евгеньевича (Мокрицкого, режиссера, – Ред.).
Меня пригласили на кастинг, мы сначала поговорили с режиссером, а потом сыграли сцены. Но сразу ничего не решилось. Было несколько этапов проб, после которых меня окончательно утвердили.
Что стало актерским вызовом для вас в этой работе?
Это была роль на сопротивление, потому что мой герой Лев – человек закрытый, он не пытается себя представить лидером, не тянет за собой людей, находится в робкой позиции по отношению к окружающим. Он закомплексованный. Я все-таки далеко не такой. Но он только внешне слабый, незащищенный, а внутри – целостная сильная личность. Ведь когда приходит время, Лев делает все, что от него зависит. Причем не пытается показаться героем, а молча делает свое дело.
Фильм вдохновлен реальными событиями. Насколько вам было важно соответствовать реальному образу фронтового оператора?
Наши герои полностью вымышленные. У Сергея Евгеньевича Мокрицкого был педагог во ВГИКе – знаменитый советский кинооператор Александр Гальперин, он тоже был среди фронтовых операторов. Я думаю, что мой герой неслучайно носит фамилию Альперин. Это дань уважения учителю. Но сам по себе Лев Альперин – вымышленный человек, так что мне не нужно было соответствовать конкретной исторической личности.
Вы играете робкого очкарика, который мужает на фронте. Как уже отметили, роль на сопротивление для вас. Какие «манки» искали, как присваивали себе этого персонажа?
Действительно, такой роли у меня не было, такой работы на сопротивление и по внешним, и по внутренним качествам мне еще никто не доверял, поэтому я выложился полностью, чтобы стать Львом Альпериным. Исписал актерскую тетрадь, работая над аркой роли, над каждой сценой, над историей и биографией моего Льва. Подошел к герою очень основательно. Самым важным для меня было найти обстоятельства, которые формируют его личность. И им стало то давление, которое оказывают на Льва среда, родители, не дающие ему развиваться так, как он хотел бы. Это основа его внутреннего протеста. А основное ведущее обстоятельства в его жизни – это его надежда на любовь.
Чтобы полностью войти в роль, я поставил для себя цель на съемочной площадке не выходить из образа, я был Львом постоянно. Если на меня оказывалось давление со стороны режиссера, группы или партнеров, я это тихо проглатывал, как делает мой Лев по жизни. В своей реальной жизни я бы тут же ответил на любое давление в свой адрес, причем с разными эмоциями, потому что я человек вспыльчивый. Но тут приходилось терпеть. Скажу честно, было тяжело быть Львом и постоянно гасить свое внутреннее кипение, когда где-то, редко, но случались несправедливые замечания в мой адрес. Но этот манок мне очень помог раскрыть героя.
Что было самым сложным на съемках? Судя по фото, было очень холодно.
Мне кажется, тяжелее всего было Даше Жовнер. Мы снимали в минус 30, и ей приходилось танцевать и петь на таком морозе в одном сарафане. Она проявила себя героически, не жаловалась и не психовала. А для меня самой сложной стала крайняя смена, потому что в этот день я сильно отравился. Мне было очень плохо, я тихо сидел под камерой на стуле, после команды «начали», вставал, играл, потом снова садился на стул, чтобы не потерять сознание. Но в целом команда была очень сплоченной, дружной, профессиональной, группа заботилась обо мне, поэтому съемки прошли отлично.
Расскажите о работе с Тихоном Жизневским, вы ведь оба питерские. Это как-то повлияло на ваш дуэт в кадре?
Никак не повлияло. Но с Тихоном было интересно работать, у нас бывали творческие разногласия относительно некоторых сцен. Я думаю, это напряжение даже нам помогало в кадре.
Что вам дал этот проект, ваш герой в реальной жизни?
Я разобрался со своими болевыми точками. Актерская профессия иногда бывает как психотерапия. Разбирая судьбу персонажа, примеряя его жизнь на себя, пытаясь понять, что движет героем, актер понимает что-то и про себя, и про других. Благодаря разбору жизни Льва я смог понять закомплексованных людей, на которых до этого мог, сам того не ведая, энергетически давить. Сейчас я стал трепетно относиться к людям, которые не могут проявлять свои чувства открыто.
Зачем стоит посмотреть «Первый Оскар» в кинотеатрах?
В кинотеатре ты максимально погружаешься в историю, тебя ничего не отвлекает. Это совсем иные ощущения. Кроме того, в фильме много батальных сцен, экшена, это визуально очень зрелищное кино. Такое стоит посмотреть на большом экране, чтобы испытать эмоции по максимуму.
Над чем вы сейчас работаете?
На данный момент я работаю в театре «Мастерская», пишу киносценарии, снимаю свои короткометражные проекты как режиссер. Я хотел бы сказать отдельно о Сергее Евгеньевиче, о его уникальном режиссерском опыте. Когда я впервые посмотрел фильм в кинотеатре на премьере, то увидел сильные режиссерские находки, которые произвели на меня большое впечатление. В работе с Сергеем Евгеньевичем достаточно комфортно, потому что есть пространство для творческого спора. Он это любит – он может сделать паузу и обсудить спорный момент, чтобы определить, где запутался артист. Он очень профессиональный и любящий свою профессию человек. То, как он создает кино через кадр, прекрасно. Этому он научил и меня – видеть фильм через призму визуального кадра. За это я ему безмерно благодарен.
Смотрите картину «Первый Оскар» с 21 апреля в кинотеатрах. В онлайн-сервисе в высоком качестве доступна обширная библиотека фильмов и сериалов.
Фото: кинокомпания «Новые люди», Централ Партнершип