Первый в истории киноэкипаж корабля «Союз МС-19» вернулся на Землю. Сегодня состоялась пресс-конференция с участием Юлии Пересильд и Клима Шипенко. Они поделились впечатлениями от работы на орбите и общения с другими космонавтами, рассказали о том, как проходит адаптация.
Напомним, Пересильд и Шипенко провели в космосе 12 дней. За это время были сняты самые важные сцены для фильма «Вызов». Это первая в своем роде картина – прежде никто не снимал художественное кино на орбите Международной космической станции. В основе сюжета – история женщины-врача, которая никак не соприкасается с отраслью космонавтики, но однажды ей предлагают совершить нечто очень рискованное, неординарное в медицине и одновременно волнующее – ради спасения жизни космонавта полететь на МКС.
Актриса и режиссер готовились на протяжении долгих месяцев по всем правилам, проходили медицинские обследования, участвовали в предполетных испытаниях. Тем не менее путешествие на МКС не могло не отразиться на них в физическом плане. Клим Шипенко отметил, что как будто «немножко заново учится ходить», Юлия Пересильд с ним согласилась: «Самочувствие терпимое, достаточно бодрое. Понятно, что мы на орбите провели в десятки раз меньше времени, чем другие космонавты, но все равно все пока ощущается как сквозь воду». Актеров-космонавтов после приземления заносило и шатало, их поддерживали.
Фильм «Вызов» – часть большого проекта, в рамках которого будут решаться просветительские, а также новые технические и технологические задачи. Это совместный проект Госкорпорации «Роскосмос», Первого канала и студии Yellow, Black and White. Многие задавались вопросом: неужели обязательно было лететь в космос, разве нельзя реконструировать события на МКС на Земле? Клим Шипенко убежден, что игра стоит свеч.
«Снять фильм так, как я его снял, я на Земле не смог бы, и это важно. Космос подсказывал какие-то потрясающие виды и решения. На Земле ты это представляешь по каким-то фотографиям, а когда ты это видишь своими глазами и у тебя есть возможность с помощью камеры это передать – такое даже не придумать! Безусловно, это новый опыт взгляда на кино, на мир – с космической орбиты. И теперь все по-другому. Мы за то, чтобы космическое кино снималось в космосе. А в жизнь еще надо войти и понять, как она теперь изменилась...»
По словам Юлии Пересильд, в последний день они с Климом поняли, что не насмотрелись в иллюминатор. Работа была очень плотной, съемки шли постоянно, в какой-то момент к процессу подключились и другие космонавты – Шкаплеров, Новицкий. Это при том, что у них самих было огромное количество задач.
По словам Юлии Пересильд, самым ярким открытием на орбите для нее, как это ни странно, стали люди.
«Все эти 12 дней и время до этого, когда мы готовились, я понимала, что космос – это чрезвычайно интересно, но и что каждый человек – это большой космос. Каждый! Эти 12 дней были непростыми для нас, и ребятам было с нами непросто. Но то, как мы смогли преодолеть эти трудности и сложиться в один такой большой организм, – это вот и есть космос!»
Клим Шипенко добавил, что вызовом стал весь процесс съемок, ведь приходилось справляться с камерой без привычного состава съемочной группы. Юлия Пересильд занималась гримом и реквизитом, при этом все до единого предметы, вплоть до губной помады и бутафорских медикаментов, нужно было закреплять, чтобы они не улетели. Листочки со сценарием были расклеены в каюте командира. «Антон Шкаплеров таскал меня за ноги по станции, чтобы я не разбился, а ребята нашли в себе актерский талант», – поделился Шипенко. Конечно, кое-что в сценарии пришлось менять на ходу, но участники были к этому готовы.
«На Земле ты продумываешь сцену между актерами, где они находятся в определенной плоскости лицом к лицу. А тут один вверх головой, другой вниз головой, а камера вообще в третьей плоскости. Это переворачивает сознание».
По словам Клима Шипенко, они отсняли около 30 терабайт материала. Это примерно 30 часов. Оранжевый ящик с носителем Шипенко бережно передал Константину Эрнсту сразу после приземления.
Юлия Пересильд рассказала, что на орбите ей удавалось прекрасно высыпаться за четыре часа вместо восьми. «В фильме есть фраза, что час в космосе равен двум часам на Земле, так вот, это правда», – сказала она, добавив, что плюс сна в невесомости в том, что подушка никогда не отпечатывается на лице.
«Я воспользовалась советом врача. Он говорил, что если после прибытия на МКС чего-то очень сильно захочется, например спать, то надо идти и ложиться. И вот мы прилетели, у нас был инструктаж по безопасности, а потом я почувствовала, что меня просто вырубает. Я открыла свою каюту и уснула, зато после этого чувствовала себя хорошо, и с каждым днем было все лучше. Это был важный и нужный совет, в обычной жизни я бы переборола себя, но нет, я послушалась, и все получилось».
Участники съемок рассказали, что в космосе им, конечно, хотелось земных блюд, поскольку дома еда свежее и ароматнее. При этом подчеркнули, что у космонавтов есть все, не только обычная картошка, но даже и греческий салат. При этом есть традиция ужинать с иностранными коллегами раз в неделю. Космонавты обмениваются едой, разогревая ее заранее. Пересильд описала это так: «По кругу летит банка, и все пробуют».
Поначалу отношение к Пересильд и Шипенко было несколько предвзятым, и этого никто не скрывал. Но приняли их тепло, и проблем они никому не доставили, а потом другие космонавты и вовсе прониклись их старанием. При этом участники экспедиции не согласны с тем, что съемки фильма в космосе можно назвать частью космической гонки с другими странами. Они говорят, что это просто интересная миссия, ведь «Землю кино уже освоило».
Фильм «Вызов» станет частью большого просветительского проекта, в рамках которого будут представлены разные жанровые формы. Что касается полнометражного кино, то работа над ним продлится ориентировочно до конца будущего года, так что даже примерной даты выхода в прокат пока нет.
Фото: Саша Гусов, Первый канал