Наверх
1092

Оксана Бондарчук
Обозреватель TV Mag

Эксклюзивные китайские фильмы покажут в России на кинофестивале «Китай, ХХ век. История глазами китайского кино». Зрители смогут оценить самые успешные ленты Поднебесной, еще не выходившие в прокат в России. Войны разведок, любовь на фоне катастрофы, шпионские триллеры, пронзительные семейные драмы – самое разное кино Китая можно посмотреть 24–29 сентября в Санкт-Петербурге, в кинотеатре «Аврора», и 2–8 октября в Москве, в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. В преддверии этого события TV Mag поговорил с Юлией Мыльниковой, продюсером фестиваля и директором Института Конфуция в СПбГУ, и программным директором смотра, кинокритиком Дмитрием Коммом, и узнал, почему сегодня даже Голливуд оглядывается на китайский кинематограф.

Массовый зритель, кроме фильмов с Джеки Чаном, ничего про китайское кино не знает. Что сейчас происходит с киноиндустрией в Китае?

Дмитрий Комм: Сегодня китайская кинематография перевоплотилась в мощную коммерческую индустрию, производящую зрительские картины всех жанров, которые только возможны: от хоррора до мюзикла. Еще 20 лет назад это была провинциальная индустрия, которая создавала артхаусные фильмы для фестивалей. Теперь же китайский кинематограф стал жанровым и коммерчески успешным. Это гибкая, мобильная индустрия, которая быстро откликается на жизненные события, производит огромное количество зрительских фильмов и уже диктует свои правила Голливуду. Китайский прокат по сборам на сегодня – первый в мире. Местное кино успешно вытеснило голливудские блокбастеры. Например, фильм «Война волков 2» собрал в китайском прокате больше 870 миллионов долларов. Это в высшей степени успешная киноиндустрия, которая не только себя окупает, но также приносит колоссальную прибыль создателям. Уже сейчас Голливуд не может окупить свои фильмы, если они не выходят в китайский прокат. Китайцы в огромном количестве финансируют голливудские фильмы. Например, выигравшую «Оскар» «Зеленую книгу». Очевидно, что киноиндустрия Китая будет доминировать в XXI веке. Это неизбежно.

Юлия Мыльникова: Когда мы задумались о создании фестиваля, то поставили цель – донести до российского зрителя, каким разнообразным, интересным и увлекательным может быть китайское кино. Действительно, сейчас китайцы работают абсолютно во всех жанрах. Снимаются и блокбастеры, и романтические комедии, и мюзиклы, и большие военные фрески, и артхаусное кино. Это можно увидеть и по нашей программе.

Как среди такого многообразия были выбраны фильмы для фестиваля?

Дмитрий Комм: Каждый фильм в нашей подборке представляет определенный период истории Китая ХХ века – от хаотичных 1920-х годов до начала реформ 1980-х. Всего можно будет увидеть шесть выдающихся картин от ведущих мастеров современного китайского кинематографа: Чжан Имоу, Фэн Сяогана, Эндрю Лау, Алана Мака и Феликса Чуна. При этом все фильмы современные, сняты в 2010–2021 годах, в разных жанрах. Это абсолютно зрительские ленты, не артхаус. Картины, которые имели успех в самом Китае, то, что смотрят сами китайцы.

Расскажите про ваш любимый фильм фестиваля.

Юлия Мыльникова: Я бы хотела особо отметить шпионский триллер «Над обрывом» (2021) Чжан Имоу – новый фильм одного из самых титулованных китайских режиссеров. «Над обрывом» стал кассовым хитом китайского проката, собрав около 180 миллионов долларов. Мы потратили немало усилий, чтобы заполучить этот фильм, считаю это нашим успехом. Теперь у зрителей фестиваля есть эксклюзивная возможность увидеть картину до ее выхода в широкий российский прокат.

Дмитрий Комм: Каждый зритель найдет в программе то, что он любит. Если предпочитает триллер, то это не только «Над обрывом», но и фильм «Тихая война», который рассказывает о противостоянии разведок во время гражданской войны в Китае. Для тех, кто любит мелодрамы, рекомендую «Возвращение домой», пронзительную историю одной семьи на фоне трагедии Культурной революции. «Основание армии» – эпическая батальная фреска для любителей эффектного кино. А «Молодость» – любовная история, развивающаяся на протяжении целого десятилетия.

Юлия Мыльникова: Советую запастись платочками перед просмотром пронзительной драмы «Землетрясение», рассказывающей о таншаньском землетрясении 1976 года, которое длилось меньше чем полминуты, но унесло несколько сотен тысяч жизней. Это и про землетрясение в метафорическом смысле – в том же году умер Мао Цзэдун, что стало поворотным событием в истории страны.

Кто сегодня китайский киногерой? Кто в основном в фокусе китайских кинематографистов?

Юлия Мыльникова: Китай за последние несколько десятилетий пережил стремительную урбанизацию, превратившись из аграрного государства в страну, где городское население преобладает над сельским. Сейчас выходит очень много фильмов, действие которых происходит в мегаполисе, в ультрасовременном городском пространстве. Главный герой этих картин – житель огромного города. И я уверена, такие фильмы будут близки российскому зрителю, так как у этого героя такие же проблемы, интересы, переживания, страхи, как и у нас. Фильмы в том числе поднимают такие темы, как одиночество, разрыв поколений, взаимоотношения в семье.

Почему еще россиянам будет интересно смотреть китайское кино? В чем близость?

Дмитрий Комм: В китайском кино много параллелей с нашими реалиями. Например, в фильме «Над обрывом». Это самый красивый фильм нынешнего года, действие которого происходит в Харбине в начале 30-х годов, там постоянно идет снег и люди в черных плащах на этих белоснежных улицах красиво убивают друг друга. Все герои – китайцы, но они были подготовлены советской разведкой и заброшены в Харбин, который, как известно, когда-то входил в состав Российской империи. В одной из сцен герой даже говорит фразу по-русски: «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» В самом городе можно прочесть русские вывески, названия магазинов, гостиниц. И кстати, в отличие от некоторых американских фильмов все написано без ошибок.

В Китае действует цензура. Не мешает ли это появлению правдивых персонажей и честных историй?

Дмитрий Комм: На уровне сценариев в Китае цензура отменена несколько лет назад. Сейчас цензуру проходит уже готовый фильм. Цензура в Китае достаточно жесткая и связана не только с идеологией Коммунистической партии, но и прежде всего с тем, что в стране нет системы рейтингов, ограничений по возрасту. То есть дети в Китае могут смотреть любые фильмы. Поэтому многие вещи этического характера цензура не пропускает: откровенную обнаженку, патологическое насилие, также нельзя показывать супружескую измену с одобрением или преступление без наказания. Это, кстати, похоже на Кодекс Хейса, который действовал в Америке в 30–40-х годах. Там тоже преступление нельзя было оставлять без наказания. Слава богу, китайская цензура не ограничивает длительность поцелуя на экране, как Кодекс Хейса! Но такого рода вещи не мешают производить хорошие, честные фильмы, как и Кодекс Хейса не мешал классическому Голливуду создавать шедевры. Но проблема есть, и она уже не только китайская, но и глобальная. Так как весь мир стремится прокатывать фильмы в Китае, чтобы их окупать.

То есть Голливуд следует китайской цензуре?

Дмитрий Комм: Если вы сейчас смотрите голливудский блокбастер, то, скорее всего, вы смотрите фильм, одобренный Коммунистической партией Китая. Кино, которое сделано, чтобы понравиться китайской цензуре. Это очевидно. Голливуд занимается самоцензурой, потому что ему надо выйти в китайский прокат, чтобы окупить свои раздутые бюджеты. В последние годы Голливуд не раз уличали в самоцензуре на уровне проектов. Проект, который нельзя продать в Китае, скорее всего, в США даже не запустят.

Вы сказали, что Китай быстро реагирует на мировые события. Появились ли в Китае фильмы про пандемию?

Дмитрий Комм: Да, уже появились. Как раз режиссер из нашей программы Эндрю Лау, работавший с Мартином Скорсезе, снял фильм «Китайские врачи», посвященный борьбе с эпидемией в Ухани.

Благодаря чему Китай добился такого влияния в мире кино? Благодаря численности населения?

Дмитрий Комм: Численность населения сама по себе ничего не значит, в Китае развивали инфраструктуру. Когда-то Китай был по численности кинотеатров на последнем месте в мире. Но последние 20 лет они активно развивали эту сферу. Каждый день в Китае открывался новый мультиплекс. И сейчас по количеству экранов Китай обгоняет США почти вдвое. Это связано и с общими тенденциями страны – с ростом городов. Сельские жители, переехав в города, воспринимают поход в кинотеатр как признак своего нового статуса городского жителя. Китайская публика любит кино и ходит в кинотеатры. Кино приносит прибыль. Поэтому сегодня Китай – это индустрия, которая будет определять развитие мирового кинопроцесса на ближайшее столетие.


Фото: пресс-служба фестиваля

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.