В прокат вышла одна из самых обсуждаемых драм о любви «Кто-нибудь видел мою девчонку?» с Аней Чиповской, Викторией Исаковой и Александром Горчилиным в главных ролях. Фильм является экранизацией книги Карины Добротворской о ее покойном супруге – известном кинокритике Сергее Добротворском. В центре внимания лента продюсеров Нателлы Крапивиной и Сабины Еремеевой оказалась после премьеры на конкурсе «Кинотавра», где вызвала шквал скандальных заявлений кинокритики. Однако в прокате картина завоевывает зрительскую любовь. О создании «Кто-нибудь видел мою девчонку?» TV Mag поговорил с режиссером и автором сценария Ангелиной Никоновой.
Ангелина, продюсер Нателла Крапивина начала эту историю, влюбившись в книгу Карины Добротворской. Наверное, режиссеру нелегко творить, когда возложена такая ответственность – оправдать ожидания продюсера, который «горит» материалом?
Продюсерское кино, конечно, сильно отличается от авторского. С одной стороны, и режиссер, и продюсер вместе делят ответственность за фильм. С другой стороны, на режиссере ответственности больше – потому что в итоге результат должен понравиться продюсеру. Совпадение вкусов очень важно. Слава богу, нам повезло, что и с Нателлой, и с Сабиной по ключевым вопросам мы совпадали. А все споры, которые у нас случались, в итоге пошли картине на пользу. Это вкусовое совпадение проявляется еще на этапе создания сценария: я его переписывала до того момента, пока он не понравился продюсерам.
Продюсеры участвовали в кастинге?
Мы коллегиально принимали решение по кастингу. Это было наше с продюсерами сотворчество.
Что для вас самое важное в кастинге?
Горящие глаза актера. Для меня главное, чтобы артист хотел воплотить героя на экране. Потому что это желание впоследствии поможет ему пройти все сложности производства, которые неизбежны. Важно, чтобы актер хотел эту роль, чувствовал ее и доверял режиссеру.
Кто из актеров не проходил пробы и был утвержден сразу?
Вика Исакова. Мы сразу поняли, что Вика идеально подходит на эту роль.
Случайно ли то, что Сабина Еремеева – продюсер фильма Александра Горчилина «Кислота» и он же играет главную роль в вашей картине?
Это не совпадение, а закономерность. На роль Сергея я искала актера, который больше чем актер. Человека, который бы понимал образ думающего, рефлексирующего, творческого мужчины. Так как у Александра уже был режиссерский опыт, для меня это был большой плюс – с таким багажом ему было легче понять своего персонажа.
Чем вас покорила Аня Чиповская?
В Ане есть удивительное сочетание силы и уязвимости. А это именно то, то мы искали в главной героине.
С какими сюрпризами столкнулись на съемочной площадке?
На съемках в Нормандии погода менялась каждые 30 минут. То шел дождь, то выходило солнце. Буквально перед отъездом в Россию нам надо было снимать сложную сцену диалога главных героев в машине, с длинным проездом, и в какой-то момент мне казалось, что мы никогда это не снимем, потому что, как только мы вытирали капли с окон автомобиля, снова начинался дождь. А мы уже успели снять часть сцены во время солнца. Это был просто мучительный день для нас всех. Но буквально к концу смены произошло чудо – за полчаса до заката выглянуло солнце и дождь прекратился. Мы успели все снять так, как хотели.
Даете ли вы актерам импровизировать на площадке, или все должно идти четко по сценарию?
Наверное, это мой первый фильм, где я стала давать больше свободы актерам. Раньше я была диктатором (смеется). Но Вика Исакова и Аня Чиповская в момент съемок сделали меня более гибкой, и я открыла для себя это счастье доверия, счастье энергетического взаимодействия с актерами, когда между нами рождается совместное творчество.
Как вы снимали жесткие откровенные сцены?
Во-первых, я прошу съемочную группу уйти с площадки, чтобы на месте остался необходимый минимум – обычно это только оператор и фокус-пулер. Также прошу никого не собираться у плейбэка. Потому что необходимо, чтобы актеры расслабились и не думали о лишнем. Понятно, что в таких сценах важно, чтобы актер доверял режиссеру. В этом плане мои предыдущие работы пригождаются, потому что актеры понимают, что я не перейду грань – не буду показывать наготу ради наготы. Важно, чтобы они знали: все откровенные сцены оправданны.
Какие у вас есть правила на площадке?
Я бы хотела ввести для актеров правило запрета мобильных телефонов на съемочной площадке (смеется). Мы все, к сожалению, уже интернет-зависимые, читаем соцсети, пролистываем ленту, комментарии, думаем, что это не отвлекает, но на самом деле это очень мешает.
Сергей и Карина Добротворские были одной из самых популярных пар среди богемного Петербурга девяностых. Но большинству зрителей страны они неизвестны. Почему фильм будет актуален для них? О чем эта картина?
Уже с начала проката я вижу, что фильм отзывается в сердцах очень многих разных людей, от 15-летних девушек до взрослых мужчин. Они видят в фильме свою боль, любовь, отношения. Фильм важен, потому что он учит нас ценить то, что мы имеем, учит нас прощать, заставляет нас задуматься о нашей способности любить.
В том числе и уходить из созависимых отношений с партнером?
Я уверена, что даже созависимые отношения могут трансформироваться в здоровые, если хотя бы один из пары сделает попытку полюбить – не требовать, не пытаться изменить человека, а принять его таким, какой он есть, дать ему максимальное количество любви. Я верю в исцеляющую силу любви.
Любить – это страдать?
Нет. Любить – это большая радость. Для обоих.
Вспомним неприятную историю на «Кинотавре», когда критики, которые в том числе знали прототипов киногероев, публично освистали ленту. На ваш взгляд, сегодня в России есть кинокритика, которая способна уничтожить автора и фильм на уровне слуха о том, что он плохой? Как в фильме «Бердмэн», например.
Чем больше критики ругали наш фильм – тем более возрастал к нему зрительский интерес. Мы им благодарны, что они привлекли внимание к нашей картине. А дальше уже зрители сделали собственные выводы. Честно скажу, уже после первых показов фильма стало очевидно, что зрителям «Кто-нибудь видел мою девчонку?» нравится. Это видно и по обсуждениям после просмотра, и по комментариям, которые мне пишут. Мы просто купаемся в зрительской любви.
То есть влиятельной кинокритики в России нет?
Один человек точно есть. Известный на всю страну кинокритик, к мнению которого прислушиваются, на которого оглядываются остальные. Но жизнь показывает, что фильм сильнее мнения одного критика.
Как сохранить веру в себя, когда тебя травят?
Я человеку верующий. Нахожу силу в Боге. Вера – это моя большая опора. Наверное, если бы я не нашла в себе веры, то не устояла бы под тем троллингом, который начался в кинокритике после премьеры фильма. Кроме того, я уже взрослый человек и понимаю, что, какой бы абсурдной ни была ситуация, время все расставит по местам. Я очень ждала обсуждений фильма со зрителями и убедилась, что зритель видит и чувствует суть ленты. Мы ведь прежде всего делали зрительское, а не фестивальное авторское кино. Наши зрители оценили ленту. И это большая радость.
Ангелина, над чем вы сейчас работаете, какие новые фильмы ждать от вас?
Сейчас я разрабатываю несколько идей, но пока рано говорить о них публично. Единственное, что отмечу: мне часто бывает скучно, поэтому я люблю сама удивляться и создавать нечто совершенно неожиданное.
Фото: кинокомпания «Студия "СЛОН"»