Наверх
1674

В Петербурге завтра, 3 ноября, стартует международный фестиваль документального, анимационного и короткометражного кино «Послание к человеку», прямую трансляцию открытия которого эксклюзивно покажет Триколор. Уже 10 лет президентом фестиваля является Алексей Учитель. TV Mag поговорил с режиссером о том, чего ждать от юбилейного «Послания к человеку», как коронавирус отразился на кинопрокате, о выходящем в прокат новом фильме «Цой» и будущих проектах.

В этом году пандемия наложила свой отпечаток на формат и программы многих мероприятий. Чего ждать зрителям от фестиваля «Послание к человеку»?

Фестиваль проходит в тяжелых и необычных условиях. Мы вынуждены были с нашего привычного времени в сентябре передвинуться на ноябрь из-за коронавируса. И конечно, было очень много организационных сложностей, но многое удалось преодолеть. У нас в этом году уже 30-й фестиваль, юбилейный. Пусть мы проведем его не так широко, но будет очень много интересного, без всякого преувеличения.

Можете ли выделить какие-то фильмы особо?

Можно начать с картины, открывающей фестиваль. Это «Земля кочевников» Хлои Чжао, которая сенсационно победила на Венецианском фестивале. Прекрасная будет лента и на закрытии – это «Гунда» петербургского режиссера с мировым именем Виктора Косаковского. Много интересного ждет на национальном конкурсе, где представлены молодые авторы, в том числе и дебютанты. Традиционный конкурс экспериментального кино, очень необычные программы – по форме, прежде всего... И будет много фильмов вне конкурсных программ, ярких, интересных, необычных, – спецпрограмма «Панорама.doc», например. И 15 мировых кинопремьер. А также все отреставрированные фильмы Федерико Феллини в честь его 100-летия.

Перейдем к фильму «Цой». Вот сколько есть легендарных музыкантов, тех, кто появился в вашем фильме «Рок» и не только: Кинчев, Шевчук, БГ, их творческий путь намного длиннее, чем у Цоя. Но волна интереса к личности именно Виктора как будто растет с годами, и это безотносительно юбилейных дат. Новые книги, фильмы, сайтов о нем только навскидку десятка три... В чем феномен, дело ведь явно не только в 30-летии со дня гибели?

Да, это загадка, это мистика, и для меня это тоже поразительно. Бывает, люди умирают или погибают в молодом возрасте, неважно даже в каком. И при жизни они были знамениты, а потом про них начинают забывать. Здесь же какой-то совершенно другой, уникальный эффект, когда с каждым годом популярность Виктора Цоя растет. И речь не про тех людей, которые слушали его песни при его жизни, а про новое поколение. Дети поют его песни. Вот это поразительно. Собственно, это то, ради чего я и взялся за эту картину. Это загадка, которую мы пытались разгадать в фильме, пусть у нас и не байопик, а история, которая произошла уже после гибели. Его, Виктора, популярность растет не только как композитора и поэта, но и как мистической фигуры, человека, который действует на нас до сих пор.

Многие из тех, кто фильм увидит, не застали Цоя даже во младенческом возрасте. Как вам кажется, каково восприятие его личности в нынешних реалиях у молодых людей?

В картине снимались актеры, которые могли Цоя слышать вживую разве что совсем в детском возрасте, а некоторые и не застали его. Нам удалось собрать замечательный актерский состав, и все очень трепетно относились к съемкам и к тому, что мы делаем, и это тоже удивительно. У каждого свой Цой. Ко мне на пробы приходило много актеров, и каждого я просил спеть любимую песню Цоя. И все исполняли разные, а не только, допустим, «Кукушку» или «Группу крови». И песню, которую я сам очень люблю, – «Ты выглядишь так несовременно» – спела молодая актриса Надя Калеганова, это будет ее дебют в кино. Меня настолько удивило, что это совпало, мы даже несколько строчек из этой песни оставили, они звучат в фильме. Так что Цой живет. Я даже думал так назвать картину, одним словом – «Цойжив». Потому что Цой – это не просто фамилия, это некий символ, и на меня это тоже сильно действует. Мое отношение с годами поменялось. Тогда, более 30 лет назад, я понимал, что это необычно, талантливо, но такой магии не было. Я восхищался и Шевчуком, и Гребенщиковым. Но сейчас песни Виктора Цоя каким-то совершенно иным образом на меня действуют. Неважно, сколько тебе лет, но ты сопереживаешь, происходят процессы в мозгу, важные для тебя самого. Это поразительно.

Вы сами слушаете его песни до сих пор?

Ну когда вы едете в машине и включаете радио, там через песню Цой. Я все время его слышу, это помимо того, что сам включаю. Иногда кто-то напевает рядом. Но есть и удивительные вещи. Например, огромный детских хор, поющий «Кукушку», или исполнение песни «Перемен» в Испании, на улице, с балконов, я не знаю, по какому поводу.

Ваш фильм уже показали на Варшавском кинофестивале. А вообще за рубежом знают Цоя?

Интересно, я ведь думал, картина будет только для нашей страны, ну для СНГ, где его знают. Но эта история понятна и иностранцам, и Цоя за рубежом знают. История притчевая, о том, что вот погибает знаменитый человек, что происходит с его близкими, с его врагами. Цой на нас действует до сих пор и тогда действовал. И разные люди оказались в одном автобусе, и он сумел их в хорошем, не в дешевом смысле слова примирить. Вот эта история мировой публикой воспринимается как универсальная.

Картина Алексея Учителя «Цой» выйдет в прокат 12 ноября. Фото: Владимир Трефилов / РИА Новости

Много говорят о реакции близких и припоминают аналогичные случаи (например, со «Внуком Гагарина»). В чем основная суть претензий близких Виктора Робертовича, видели ли они окончательный вариант? Имеет ли эта реакция для вас значение?

Сценарий этой картины написан был очень давно, десять лет назад. Я тогда сразу не смог снять по разным причинам и думал, что эта история заглохнет. Но вы видите, что получилось наоборот, стало еще актуальнее. Я действовал открыто, сценарий был опубликован, я давал его и отцу Цоя, и сыну. Да, сын высказывал мне по сценарию свои соображения, и мы еще перед самой съемкой встретились с ним. Ему не нравилось, условно говоря, что «папа все время лежит в гробу». Да, у него оставалось это сомнение, но мы договорились о том, что съемки начинаем. Он попросил заменить имена некоторых персонажей, что мы и сделали. Фильма готового он не видел, я показывал некоторые материалы, но не более того, поэтому претензии странны для меня. Это не байопик, у нас нет актера, играющего Цоя, есть только документальные кадры, снятые для моих картин. Претензии есть, даже письма президенту писались о запрете. Вот удивительно, когда пел Цой, запрещали его и других музыкантов, а теперь запрещают кино о нем. Но, повторюсь, у каждого Цой свой. Сын может высказать свое мнение, пусть оно отрицательное, но запрещать ничего нельзя, потому что любой автор, хоть Кирилл Серебренников с фильмом «Лето», хоть я, да и еще могут снять несколько фильмов о Цое, – это наши отношения с ним. Важно, чтобы не нарушалось никаких законов, чего в нашей картине, безусловно, нет, потому что нам выдано прокатное удостоверение. А так отношение может быть разным, хотя для меня это удивительно. Ведь у нас только любовь всех, кто создавал этот фильм, к Виктору.

Что думаете о текущей ситуации в российском кино в целом? Карантинные меры, самоизоляция и прочие «тренды» 2020-го какое влияние оказали на российское кино?

Проблемы нам создали невероятные. И студиям, производящим картины, и прокатчикам, и кинотеатрам. Многие кинотеатры разоряются. У нас на студии была сделана большая картина «Стрельцов», и мы собирались выпустить ее 16 апреля, но как раз началась первая волна. А сейчас фильм вышел, и пока он лидирует по сборам, собрал 350 млн рублей уже. Но количество зрителей при этом сократилось на 70 процентов. Получается, что мы недобрали в три раза примерно, чем если бы премьера состоялась в обычный период. Про остальные картины я не говорю, там все еще хуже. И российские, да и зарубежные, кроме разве что фильма «Довод» Нолана, который собрал приличную сумму. Пока люди не ходят, боятся, во многих регионах закрыты вообще кинотеатры. Это беда. Сейчас у нас снимается фильм «Пальмира» Андрея Кравчука, вот уже 2,5 месяца в Крыму идут съемки, тяжелейшие, масштабные, и все время мы ждем, вдруг кто-то заболеет. Это создает постоянное напряжение. Каждую неделю надо сдавать тесты. Кто приезжает из Москвы, должен подтверждать, что не болен. Да, киноиндустрия пострадала сильно, и ей нужна государственная помощь. Надеемся, к Новому году это схлынет, а там выходит несколько крупных российских премьер, и я желаю им успеха. Да, вроде бы и освободилось место в прокате для российских картин, но ходят-то все равно очень мало, отток зрителей колоссальный.

О ком или о чем будет ваш следующий фильм?

Следующая картина будет о Шостаковиче. Сейчас замечательный писатель и сценарист Александр Терехов создает сценарий, как будет готово, начнем снимать. Тоже сложная картина, уже биографическая, и еще живы родственники – и сын, и дочь, и последняя супруга Дмитрия Дмитриевича. Поэтому это будет уже не притча, а более реальная история, поэтому будем тоже пробиваться. Но я давно мечтаю снять эту картину – и именно о Шостаковиче, потому что, мне кажется, это человек, у которого было столько граней, столько необычного, нам абсолютно неизвестного... Конечно, будет безумно интересно.


Прямая трансляция церемонии открытия «Послания к человеку» будет доступна эксклюзивно в эфире Триколора через спутник (на Инфоканале) и интернет: в приложении «Триколор Кино и ТВ» в онлайн-проекте «Большой эфир», на YouTube, а также в официальном сообществе оператора в социальной сети «ВКонтакте»


ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.