Фильм «Джокер»: объяснение концовки
В минувший четверг состоялась премьера нашумевшего фильма Тодда Филлипса «Джокер» с Хоакином Фениксом в главной роли. Концовка оставила многих зрителей в недоумении, но среди фанатов появилась вполне правдоподобная теория, которая объясняет, что же зритель наблюдал в течение двух часов. Внимание, спойлеры!
Согласно фанатской теории, все, что зритель видел до самого конца фильма, – всего лишь фантазия Джокера, Артура Флека. Напомним, что фильм заканчивается тем, что Джокер беседует с психиатром в психиатрической клинике. Триггером к подобным рассуждениям послужила многозначительная фраза, которую Артур говорит психиатру на ее вопрос, почему он смеется и не хочет ли рассказать ей шутку, которая пришла ему на ум. Джокер отвечает: «Вы не поймете». Уж не придумал ли Джокер весь тот леденящий кровь триллер, не был ли сюжет фильма фантазией в больной голове Артура? Несмотря на правдоподобность происходящего на экране, у этой теории есть немало подтверждений.
Начнем с того, что сам режиссер Тодд Филлипс не раз говорил, что происходящее на экране мы видим с точки зрения самого Джокера. Взгляд со стороны мы наблюдаем очень ненавязчиво и даже незаметно. Проницательные зрители смогли бы понять с самого начала, что роман с соседкой Софи – не более чем выдумка Артура, но иллюзорность их романа была мастерски замаскирована специфическим киноязыком. Так или иначе, зрителю дают понять, что романтические прогулки и ужины в кафе с Софи – болезненные фантазии Флека, который перестал принимать лекарства, и его психическое расстройство начало брать над ним верх. В самом начале мы видим, как Артур внезапно оказывается на вечернем шоу своего любимого ведущего Мюррея Франклина, в котором он видит фигуру отца. Франклин хвалит Артура и говорит, что отдал бы свою карьеру ради того, чтобы быть отцом Артуру. В этот момент мы понимаем, что эта сцена – фантазия Флека. Выдумкой Артура стало и его невероятно успешное выступление на сцене клуба в роли стендап-комика. Овации и искренний смех аудитории были фантомными. Один из аргументов в пользу теории заключается в том, что монтаж выдуманных событий почти никак не отличается от остального киноповествования.
Переход между фантазиями героя и реальностью можно понять только благодаря личной проницательности, когда ты вдруг понимаешь, что этого не может быть просто потому, что не может быть никогда, исходя из формальной логики, иногда исходя из событий, которые происходят потом. Никакого дрожания камеры (как это было в «Бойцовском клубе», например) и внезапных озарений героя в фильме нет.
Режиссер намерено размывает границы выдумки и реальности, нормальности и сумасшествия. Балансируя большую часть фильма на грани, к концу повествования Флек отрекается от своего прошлого, от своей семьи в лице приемной матери, снова становится анонимным, человеком без имени и прошлого. Так он окончательно принимает себя как Джокера – безумца, своеобразного народного мстителя, которого, впрочем, мало заботят социальные проблемы, но которому хочется признания, любви и поклонения. В конце мы видим, как Джокера окружают такие же анонимы в масках, что также наводит на мысли о нереальности происходящего.