У войны не женское лицо: в российский прокат выходит победитель Каннского кинофестиваля – драма «Дылда»
20 июня в прокат выходит фильм «Дылда» – обладатель приза за режиссуру и приза Международной федерации кинопрессы FIPRESCI второго по значимости конкурса Каннского кинофестиваля «Особый взгляд». Картина снята по мотивам книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» молодым режиссером из Нальчика и спродюсирована Александром Роднянским.
Актрисы Виктория Мирошниченко и Василиса Перелыгина дебютировали в фильме «Дылда»
СЮЖЕТ
Две молодые девушки возвращаются с фронта в послевоенный Ленинград в конце 1945 года. Они пытаются обрести новую мирную жизнь, но вокруг и внутри – руины.
КОМАНДА И СОЗДАНИЕ
«Дылда» – второй полнометражный фильм 28-летнего режиссера из Нальчика Кантемира Балагова, ученика знаменитого на весь мир мастера Александра Сокурова. После успеха его дебюта «Теснота» – фильма о конфликте евреев и кабардинцев начала 90-х на Северном Кавказе – с полей Каннского кинофестиваля его тут же подхватил именитый продюсер Александр Роднянский, работающий в том числе с Андреем Звягинцевым. К команде продюсеров картины примкнул Сергей Мелькумов.
В основу фильма «Дылда» легла знаменитая книга Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Режиссер вместе с соавтором, писателем Александром Тереховым, написал на ее основе сценарий. Правда, создатели утверждают, что литература только лишь вдохновила их.
Кантемир Балагов, режиссер:
«…Особенно хочу подчеркнуть, что книга меня именно вдохновила, а не легла в основу сценария. После этой книги я понял, насколько поверхностными были мои представления о войне и насколько я даже не подозревал о роли женщины на войне. И, исходя из этого, мне стало очень интересно, что может произойти с женщиной после войны, где, по сути, происходит ее природное смещение».
Александр Роднянский, продюсер:
«Фильм скорее передает общее ощущение войны как личной катастрофы, персональной трагедии человека. С одной стороны, это история о посттравматическом синдроме, каковых, казалось бы, в кинематографе было немало, но все они были преимущественно историями сильных мужчин, глубоко покалеченных войной, возвращающихся в мирную жизнь и с трудом пытающихся найти собственное место в ней. В "Дылде" это сделано радикальнее и драматичнее, что позволяет нам взглянуть на традиционную историю послевоенного синдрома совершенно по-иному – этот фильм смотрит на послевоенный мир женскими глазами».
Картина изначально была рассчитана на фестивальный показ в Каннах, поэтому на подготовку финансовых и иных сил не жалели. Актеров подбирали тщательно и не гнались за звездами. Так, главную роль получила дебютантка – Виктория Мирошниченко из Иркутска, окончившая ГИТИС. Вторая главная женская роль досталась Василисе Перелыгиной, выпускнице ВГИКа, для которой «Дылда» также стала дебютом в большом кино. Другие роли сыграли Андрей Быков, Игорь Широков, Константин Балакирев, Ксения Кутепова, Ольга Драгунова и Тимофей Глазков.
Смотрите «Дылду» в кинотеатрах с 20 июня
Фильм снимали в Петербурге в 2018 году и пытались воссоздать послевоенный Ленинград. Так как основная часть фильма снята в больнице, художники и реквизиторы старательно пытались воссоздать эпоху. Так, для разработки поврежденных конечностей больные в госпиталях тех лет самостоятельно изготавливали тренажеры. В музеях и книгах съемочной группе удалось найти эти кустарные предметы и изготовить их точные копии.
А чтобы определить положение, форму и фактуру шрама с учетом полученных травм и проведенных операций у главной героини, привлекались специалисты. Также оговаривались дозировки, консистенция, цвет препаратов, медицинское оборудование, как и численный состав военных госпиталей 1945 года и распорядок их работы. Художники по костюмам при участии консультанта-антрополога даже восстановили подлинный комплект нижнего белья 1945 года!
Премьера «Дылды», как и ожидалось, прошла на 72-м Каннском кинофестивале, в программе «Особый взгляд» – это не основной, но тоже важный конкурс. В итоге фильм получил два приза – за лучшую режиссуру и приз от кинокритиков.
ОЖИДАНИЯ
После таких громких побед «Дылда» сразу привлекла к себе внимание, а многие критики написали о достоинствах фильма. Впрочем, зрители еще помнят, что точно так же два года назад писали о дебюте режиссера «Теснота», а по итогу в прокате многим зрителям эта захваленная лента показалась слабой и не такой правдивой, как хвалила кинопресса. На этот раз журналисты уверяют, что второй фильм режиссера действительно хороший и на самом деле отражает правду жизни послевоенного Ленинграда. Проверить и составить мнение об этой авторской картине, пожалуй, можно только самостоятельно.