Актриса и продюсер Ольга Погодина о съемках «Несокрушимого», художественном вымысле, настоящих танках и интересе к картине в Японии
25 октября в широкий прокат вышла отечественная военная драма «Несокрушимый» с Андреем Чернышовым, Сергеем Горобченко, Владимиром Епифанцевым, Олегом Фоминым, Ольгой Погодиной и другими звездами в главных ролях. Драма рассказывает реальную историю экипажа танка КВ-1 во время Великой Отечественной войны, когда, приняв неравный бой, экипаж Семена Коновалова сумел уничтожить 16 танков противника, 2 бронемашины и 8 автомашин с живой силой. Еще до выхода в российский прокат картину приобрели такие страны, как Япония, Германия, Франция, Корея… По словам дистрибьюторов, их поразило голливудское качество русской драмы. Накануне премьеры Tricolor TV Magazine поговорил с продюсером и актрисой картины Ольгой Погодиной («Любовь прет-а-порте», «Маргарита Назарова», «Мужчина в моей голове») о том, как снимать реалистичные военные бои, о взрывах на съемочной площадке и о том, что нового сказал «Несокрушимый» в жанре военно-исторической драмы.
Ольга Погодина выступила продюсером и сыграла одну из главных ролей в фильме Константина Максимова «Несокрушимый»
Ольга, расскажите, как и когда родилась идея снять фильм «Несокрушимый»?
Эту историю нашел Артем, сын моего мужа (Алексея Пиманова, сопродюсера картины. – Ред.). Эта серьезная и глубокая тема показалась нам интересной для большого прокатного кино. Ведь тема Великой Отечественной войны для нашей страны всегда будет святой, люди должны помнить такие трагедии, чтобы их не повторять. Исключительно для этого, а вовсе не для романтизации войны.
Создатели исторических фильмов часто встают перед выбором – показать художественный вымысел или правду. Как часто вы оказывались перед этим выбором в фильме «Несокрушимый»? Чего в нем больше – вымысла или реальных исторических фактов?
Художественное кино не может быть без художественного вымысла, иначе оно превращается в документальное повествование. Во всем мире историческое кино состоит из 60 процентов вымысла и 40 – правды. Но для нашей страны военное кино – это особый жанр. Потому что слишком большой раной война легла на нашу землю. Поэтому, как мне кажется, при создании военных фильмов нельзя заходить за определенную черту. Фильмы о войне не должны превращаться в аттракцион, развлечение, романтику, они должны оставаться на уровне очень глубокой драмы. Уважение к памяти тех, кто воевал, – это очень правильно. Но это не отменяет масштаб съемок, красоту, профессионализм, во всем этом должна оставаться очень тонкая душевная струна, которая при создании фильма не даст уйти за границы дозволенного… Фильм «Несокрушимый» – это рассказ о реальных людях, с настоящей фамилией главного героя и тяжелым танком КВ-1, единственным оставшимся на ходу... Мы изменили все остальные фамилии героев, так как о них не было достаточной информации. Константином Максимовым, нашим режиссером и соавтором, была проделана огромная работа, он полностью погрузился в эпоху, документы, книги-воспоминания, даже в техническую документацию и чертежи танков.
Съемочная группа «Несокрушимого» на премьере киноленты в Москве
Сразу ли вы утвердили Андрея Чернышова на главную роль? Вы ведь, как продюсер, участвовали в кастинге?
Как продюсер, я, конечно, всегда участвую в выборе артистов, даже в сотрудничестве с телеканалами стараюсь убеждать, почему ту или иную роль должен играть определенный артист. Выбираю достаточно быстро и почти всегда знаю, кого в какой роли хочу видеть. С Андреем Чернышовым мы работаем очень давно, у нас уже сделано более десяти совместных картин. «Несокрушимый» сразу был предназначен Андрею, я видела в главной роли только его. Так же как и в образе его оппонента – Сергея Горобченко. Практически про весь актерский состав можно сказать то же самое. Мы с режиссером Константином Максимовым в один голос называли одни и те же фамилии. Интересно, что танковые экипажи, особенно в 1942 году, собирались очень разношерстными – туда входили люди, разные по возрасту, образованию, положению. Командиром танка чаще всего был профессионал, который закончил военное училище, то есть это был настоящий военный. А вот техниками-водителями, как правило, были трактористы или водители комбайна – крупной техники, у которой ходовая часть была похожа на танковую. В этом вопросе танкового экипажа сохранена серьезная историческая правда – мы собрали действительно разношерстную команду.
А как в танке оказалась женщина? Расскажите о своем персонаже.
Моя героиня – это собирательный образ. Во времена Великой Отечественной войны инженерами, конструкторами, ремонтниками танков часто были девушки, женщины. До сих пор не было ни одной картины, даже в советское время, где был бы показан образ жизни рембазы на фронте, об этом мало говорят. Мы, наверное, первые, кто это показывает. На заводах работали женщины и дети – и ремонтировали танки женщины. На фронте танки очень часто ломались, не говоря уже о том, что страдали в боях. И чинили их на позициях женщины.
Фильм ведь не только про танк и подвиг. Наверняка там есть любовная линия?
Подвиг – слишком громкое слово. Это история не о подвиге, а о выборе. О том, как люди не хотели умирать, но были поставлены в такое положение, где выбор нужно было сделать за секунду. Это история живых нормальных людей, а нормальный человек категорически не хочет умирать, его ставят в эту ситуацию. Безусловно, в картине есть романтическая линия – там, где существуют мужчина и женщина, как правило, возникают и чувства. История ведь не о том, как люди плакатно бегут на гибель с возгласами «ура». Человек отдает свою жизнь не за абстрактные идеи, а за любимых людей: чтобы жил дорогой человек, он готов умереть. Такого уровня романтическая история в фильме, конечно, есть.
Выходит, что «Несокрушимый» будет интересен как мужчинам, так и женщинам?
Нам хотелось бы на это надеяться. В процессе подготовки фильма я узнала, что есть женщины, которые любят военные фильмы. Для меня это была неожиданная новость, потому что я не люблю военные ленты. Думаю, что дело не в теме, а в истории и актерах, которые ее реализуют. К примеру, «Перл-Харбор» – тоже фильм о войне, но я посмотрела его с удовольствием, потому что там и актеры, и история прекрасные.
Что было самым сложным на съемках? Говорят, танки по-настоящему взрывались…
Да, все танки были настоящие, из военно-технической базы «Мосфильма», и все – в статусе музейных.
То есть танки в фильме – исторические, те самые, времен Великой Отечественной войны?
Да, они в хорошем техническом состоянии, но на площадке они ломались, как и реальные танки… И порой даже взрывались… Был обычный съемочный день, шел рабочий процесс. В какой-то момент все услышали громкий взрыв. Как позже выяснилось, произошел самопроизвольный выстрел танка. Снаряд попал по светобазе, в которой, к счастью, не было людей. Чудом удалось избежать трагедии.
Смотрите драму «Несокрушимый» в кинотеатрах с 25 октября
По какой технологии вы снимали бой?
Все бои снимались вживую! В одном кадре у нас появляются 25 танков. Это действительно уникально для нашего кино. Конечно, графика есть, мы ведь в XXI веке живем, но она использована разумно. Часто снимают так: один наш танк на зеленом фоне, одни танк – немецкий, а потом рисуют модели и множат их. Но тогда бой становится мультяшным, тогда вы превращаете войну в комикс. Этого допускать нельзя. Чтобы на экране война не выглядела как мультик, нужно очень многое снять вживую. Раздумывая над тем, как снимать бой, мы решили, что нужно зрителя максимально погрузить внутрь боя, а значит, его ни в коем случае нельзя рисовать полностью. Мы долго думали, какая технология в XXI веке применима для изображения войны 1941 года, пересмотрели очень много аналогов. В итоге пришли к технологии фильма «Ярость», хотя я не в восторге от этой картины, она довольно наивная, но с точки зрения технологии – прекрасная. Так же как они, мы срезали с бэтээров верхнюю часть, поставили туда операторские краны – в итоге камера ходила вместе с танками в живой бой, она всегда была внутри боя, двигалась с той же скоростью и маневренностью или даже чуть быстрее. Это, безусловно, погрузит зрителя в сам бой…
Взрывы были настоящими, как и рикошеты от них. Мы потом только поправляли немного на графике какие-то вещи. Самое удивительное, что ни военные консультанты, ни даже я сама – человек, который разбирал графику покадрово, в финальной версии монтажа не смогли различить, где есть графика, а где ее нет. Это, наверное, самое ценное для нас.
Фильм уже купили в Японии, Франции, Китае, Корее, Германии и других странах. Как считаете, что взбудоражило иностранного зрителя, чем вызван такой интерес к российским подвигам?
Картину купили страны, которые обычно мало что приобретают на нашем рынке. Что их взбудоражило? Качество. Когда я разговаривала с крупным японским дистрибьютором, который в итоге купил фильм, он сказал, что увидел абсолютно голливудское качество: мы совместили прекрасное воплощение и драматическую историю, которая заставила, по признанию японского дистрибьютора, плакать во время просмотра «Несокрушимого». Эмоции и технологии, как он сказал, сложились для него в российском фильме.
Ольга, а как вы определяете главный посыл фильма «Несокрушимый»?
Главный посыл ленты в том, чтобы люди никогда не брали в руки оружие и никогда не совершали такое преступление против самих себя, как война. Война нужна только политикам и крупным конгломератам, которые зарабатывают деньги и тешат свое самолюбие на крови и отчаянии обычных людей. «Несокрушимый» начинается словами: «Будь проклята война...» Ни один нормальный создатель, художник не имеет права и не может этой темой нести иную мысль, кроме этой, иначе это преступление.
Фото: агентство «Сарафан PR»