18 октября Первый канал показал премьеру сериала «Алиби», за который Александр Цекало получил награду «Лучший продюсер» на фестивале телесериалов «Пилот» еще три года назад. Обозреватель TV Mag Ольга Дубро – о том, каким получилось «Алиби».
Петр Решетников живет двойной жизнью. Для всех, включая свою семью, он успешный сценарист, за которым охотятся режиссеры и продюсеры. Один из телеканалов буквально упрашивает его написать новое «Преступление и наказание» на современный лад, и Решетников обещает «посоветоваться с Федором Михайловичем». Вежливо отказывая таким образом, он даже не подозревает, что сам Достоевский будет теперь являться ему во снах, распекать за бездарность и мотивировать к работе. Навык сочинения историй для сериалов помогает Решетникову в его тайном деле – он держит агентство, которое придумывает и создает алиби. Клиентами агентства становятся неверные жены, олигархи в разводе, желающие уменьшить размер алиментов, депутаты, чьи интимные видео попали в Сеть. Всем им нужно убедительное оправдание, и Решетников с креативной командой разыгрывает целые спектакли с переодеванием, чтобы заметать следы тех, кто накосячил. Сам он всегда остается инкогнито и наслаждается своей ролью доброго волшебника, пока в агентство не приходит его жена, которой нужно алиби. Не зная, что за стеклом сидит ее собственный муж, она рассказывает об измене и признается, что супруг ее не удовлетворяет. Мир Решетникова рушится, и эксцентрическая комедия стремительно превращается в драмеди.
Создатели обещали проект на стыке жанров, и это еще легко сказано. Сериал похож на блюдо в стиле фьюжен, в котором повар умудрился «поженить» коровьи копыта с лобстером и украсил все пером из хвоста полярной совы. Смотрится абсолютно дико, но вкусно. Секрет в том, что, как и все сериалы о герое с суперспособностями, его и надо смотреть как супергеройское кино, мало имеющее отношение к реальной жизни. А Петр Решетников, безусловно, супергерой – он за секунду придумывает убедительное алиби, а его команда волшебных гномов по взмаху руки воплощает многоходовый план по превращению олигарха в разносчика пиццы, создает двойника известной певицы и инсценирует похищение человека. Хулиганское настроение задают клиповый монтаж, стремительные сюжетные повороты и сцены с клиентскими историями на грани фарса. Дополняет это легкое экранное безумие Тимофей Трибунцев в роли Достоевского, который из нравственного ориентира превращается в язвительного внутреннего критика. Федор Михайлович приходит к главному герою во время алкогольных отключек, чтобы сообщить, что тот «г*внодел», а вовсе не «луч света в темном царстве русской литературы». Сам же герой смотрит на свою сытую, интересную, успешную жизнь с балкона в центре Питера и чувствует себя вершителем судеб ровно до тех пор, пока не узнает, что жена ему изменяет, а сын спит с учительницей.
Новый поворот в личной жизни главного героя меняет вектор сериала на драматический, но, видимо, в попытках не утратить легкости авторы решили глубоко не погружаться в переживания героя. Вместо этого интригу держит психологическая игра Решетникова с неверной женой, в которой он, с одной стороны, заведомо проигравший, а с другой – может манипулировать ей благодаря своей осведомленности. Странное поведение можно углядеть и в том, как родители подростка, успешно пережившего пубертат, приходят в ужас от того, что их взрослый сын – внезапно – занимается сексом (пусть даже и с учительницей). Это уже не получается списать на условность жанра, как и резкую перемену в отношениях между главными героями, которые вдруг из идиллических переросли в кризисные.
Впрочем, отсутствие логики в поступках компенсирует блестящая игра актерского и супружеского дуэта Евгения Стычкина и Ольги Сутуловой. С одной стороны, семейный опыт помог им естественно изобразить все шуточки, фразочки и говорящие взгляды, которые выработались у каждой давно живущей вместе пары. С другой – сыграть кризис в кино, когда в реальной жизни все гладко, требует большого мастерства, на которое оказались способны оба актера.
Пара Стычкина и Сутуловой не единственный подарок зрителю. Уже упомянутый Тимофей Трибунцев вывел своего экранного Достоевского из глубин подсознания в главные герои. И в целом актерский состав радует известными и приятными лицами Андрея Урганта, Дмитрия Куличкова, Вильмы Кутавичюте, Александра Устюгова, Таисии Вилковой.
И в завершение надо назвать еще два имени, которые тоже говорят в пользу проекта, – это режиссер Нурбек Эген, который успел снять успешных «Шерлока в России» и «Самку богомола», пока «Алиби» лежало на полке и ждало своего часа, и продюсер Александр Цекало, который известен как поставщик сериальных хитов. Так что интерес к «Алиби» совершенно оправдан, а вот почему сериал так долго не показывали зрителю при таких исходных данных, остается под вопросом.
Фото: SREDA