Сериал «За час до рассвета» с Константином Хабенским и созвездием ярких актеров дошел до телезрителей после того, как его показали на онлайн-платформах. С 11 мая на телеканале НТВ выходит слегка измененная версия проекта. Обозреватель TV Mag Ольга Дубро делится впечатлениями от просмотра и советует не относиться к сериалу слишком серьезно.
Фронтовик Денис Журавлев возвращается в родной город, чтобы приступить к службе в милиции в отделе по борьбе с бандитизмом под руководством майора Шумейко по прозвищу Сатана. Его отдел – самый востребованный в послевоенный 1946 год: город терзают банды, воры живут лучше, чем рабочий люд, а по углам то и дело стреляют, даром что война закончилась. Майор Шумейко целый год охотится на главного бандита по кличке Клещ, которого никто не видел, но все боятся. Инициативный Журавлев с большим опытом военной разведки с порога включается в работу: он предлагает действовать под прикрытием и подстроить побег рецидивиста Кота, который приведет его к Клещу. Расписанный по нотам план рушится почти мгновенно, и, чтобы избежать наказания за провал задания, Журавлеву приходится импровизировать. Теперь вместе с фальшивомонетчиком Графом и бывшим военным Буяном, которым обещана свобода в обмен на помощь органам, а также сотрудницей милиции Олей они изображают банду воров, чтобы привлечь внимание Клеща.
«За час до рассвета» отличается от всего, что ранее выходило на НТВ в криминальном жанре. Впрочем, определить жанровую принадлежность сериала не стоит и пытаться. Ошибкой будет смотреть его как чистый послевоенный детектив, коих уже наснимали три пучка и веник. Уже одно появление Хабенского в классической «тройке» и шляпе в роли начальника отдела по борьбе с бандитизмом вносит сумятицу и путает карты – Сатана похож скорее на американского гангстера 20-х годов, чем на сотрудника советской милиции. А от первой же сцены облавы на рынке средь бела дня глаза уезжают на затылок – а что, так можно было? Но очень скоро становится понятно, что очередной ретродетектив сходит с рельсов жанра и нарочито косит то под вестерн, то под комикс, то под гангстерскую сагу, то под криминальную комедию, то просто под пародию на все бандитские сериалы, вместе взятые.
Сюжетные ходы быстро перестают быть предсказуемыми, а самые драматичные моменты вдруг сменяются комедийной сценой, оставляя зрителя в растерянности: что ему сейчас делать – смеяться или бояться? На каждую серию приходится по десять трупов с живописно раскиданными кишками, но градус суровости то и дело сбивают то проститутки, которые задорно трясут наливными телесами на заднем плане, то реплики в стиле: «Ночь была спокойной: привезли два трупа». Множество деталей указывает на то, что нельзя принимать все за чистую монету: тут и щегольские костюмы героев, которые фасонят не по времени, и совершенно супергеройские перестрелки, и беготня голышом, и анимационные сплит-скрины, и даже заставка в стиле «Агента 007». Нет, серьезный разговор заканчивается, когда комсомолка Оля репетирует соблазнение бандитов под песню «Кукарача».
Вместе с тем недооценивать сериал тоже нельзя – он не дает расслабляться непредсказуемым сюжетом, неоднозначными реакциями, утрированными образами и главной интригой. Еще до премьеры проект привлек внимание кастом мечты. Несмотря на ожидания, Хабенский с его Сатаной пока далеко не самый интересный персонаж. До поры до времени его роль вообще не ясна – типичный язвительный начальник отдела, лишенный сантиментов. Судя по отзывам, таким он будет практически до конца, пока не начнет удивлять. Герой Бурковского начинает раскрываться с первых серий, и чем дальше он увязает в воровском мире, тем интереснее за ним наблюдать. Но настоящие бриллианты блистают на втором плане, и самый ослепительный из них – щеголеватый вор по кличке Кот, которого шикарно сыграл актер Максим Белбородов, воплотив все обаяние и пижонство воровского мира. Пара Буяна и Графа – Артур Смольянинов и Артур Ваха – даром что бывалые сидельцы, обращаются друг к другу на «вы» и составляют контраст другим, невоспитанным, уркам. Многим зрителям нравится Ольга в исполнении Алены Михайловой и ее перевоплощение из застегнутой на все пуговицы милиционерши в красногубую «маруху». И хотя эта роль не претендует на самую яркую в карьере, ее холодная красота соответствует нуарной стилистике сериала.
К слову, по словам режиссера, в качестве визуального референса создатели приняли британскую гангстерскую драму «Острые козырьки». Козырьки тут действительно присутствуют (буквально – некоторые герои носят восьмиклинки, как и члены уличных банд Бирмингема), но в целом у нашей версии выработался свой стиль – и визуальный, и повествовательный. Главное, не искать в сериале исторической правды, тогда можно получить большое удовольствие от просмотра.
Фото: НТВ