На канале НТВ на минувшей неделе состоялась премьера многосерийной медицинской драмы «Красная зона». Это первый телефильм на отечественном ТВ, который напрямую затрагивает работу врачей в условиях пандемии коронавируса. Правда, ковид здесь больше для фона, а на первый план выходят совсем другие проблемы. Обозреватель TV Mag размышляет, чего ждать от нового проекта.
Главный герой, бывший подполковник медицинской службы ВС, хирург и боевой офицер Иван Хлебников, после ранения возвращается в родной городок. Собственно, возвращаться ему особо некуда: контакты с семьей утрачены, родной сын не очень хочет общаться. Но старые связи еще остались, и Хлебникову предлагают возглавить местную больницу. Поначалу он отказывается, но волею случая в тот же вечер снова оказывается в приемном отделении, помогая довольно бестолковому фельдшеру скорой помощи довезти пациента с тяжелой травмой живым. Нужно следовать знакам по жизни, решает Хлебников. Мало того – как бы фантастически это ни звучало, он сам оказывается у операционного стола. Да, прямо вот так – с улицы. Операция проходит успешно. За самоуправство хирургу грозит арест, но очень вовремя для всех на столе появляется приказ с его назначением на должность главврача.
В роли Хлебникова снялся актер Константин Стрельников. Многие зрители в отзывах пишут, что начали смотреть сериал из-за него. В образ он вжился отлично: с одной стороны, честен и прямолинеен до рези в животе, может и прикрикнуть, где надо, «построить» расслабившихся коллег. С другой стороны, для человека с боевым прошлым Хлебников достаточно приветлив, позитивен и даже где-то мягок и уступчив, хотя, возможно, это дается ему с трудом. Человечность главврача столь же сильна, сколь его принципиальность. Заметив в холле больницы пожилую женщину, которую никак не заберет сын, он заставляет выделенного ему личного водителя отвезти домой и ее, и других пациентов, у которых «сегодня проблемы с транспортом». Хлебников недоумевает: зачем ему водитель? Ему и ехать некуда, он спит на диванчике в своем же кабинете.
У героя молниеносная реакция и нестандартный подход к решению проблем. Например, когда во время урагана в больнице вырубают электричество и пациентам на ИВЛ грозит удушье, главврач быстро звонит военным, которые привозят мощный дизельный генератор.
Трудовые будни в больнице навевают тоску бардаком и бюрократическими рамками. И это та реальность, с которой Хлебникову приходится смириться, мало того – окунуться в нее с головой. Зато российскому зрителю, особенно если он бывает в городской поликлинике, это вполне понятно и знакомо. Вот волонтеры готовы доставить СИЗы и средства дезинфекции, целый грузовик, но нет нужной бумажки, а значит, от столь необходимой помощи приходится отказываться. А медсестры в «красной зоне» стирают «одноразовые» защитные костюмы руками. Или вот больной, живущий через два дома, сам приходит в приемное с острой болью в животе, а его разворачивают: не положено, нужно было вызвать скорую. Итог – перитонит, еле успели. Именно из разруливания таких вопросов и состоит рабочий день талантливого хирурга. А вовсе не из уникальных случаев и детективных поисков правильного диагноза. Это вам не «Доктор Хаус». Параллельно плетутся интриги, устраиваются разного рода подковерные игры: сместить одного, назначить другого. Копают под главного инфекциониста больницы, сам Хлебников тоже кое-кому как бельмо на глазу. Ведь до его появления кое-кто хотел сделать из больницы платную клинику и получать с этого неплохой навар, а теперь афера готова накрыться медным тазом.
Что касается ковида, то речь о нем идет в каждой серии, но отношение к вирусу показано именно такое, какое вы сами наблюдаете каждый день. То есть местами это маразматическое занудство, а в большинстве случаев безалаберность, все те же маски на подбородке или вообще отсутствие масок. В сюжетных линиях узнаются штампы из российских и зарубежных новостей. Вот старенькая бабушка при отключении электричества добровольно жертвует свой аппарат ИВЛ более молодой пациентке: «У нее же дети». Об этом врачам, плача, сообщает внучка больной, которая тоже работает в ковидарии. Задыхающуюся старушку медперсонал вывозит на коляске полюбоваться на облачный рассвет. Честно говоря, пока это самая неправдоподобная сцена во всем сериале, если не считать еще сурового бойца СОБР, который диктует главврачу, кто именно должен оперировать его раненого товарища.
Зато в «Красной зоне» много полезных лайфхаков, касающихся не только безболезненного взаимодействия с системой ОМС, но и оказания первой помощи. Например, про СДС – синдром длительного сдавления – сотрудник скорой помощи в первой серии не знал. А вы вот теперь знаете, что человека, у которого конечность была основательно зажата в течение нескольких часов, нельзя освобождать, не наложив предварительно жгут. Потому что иначе токсические продукты из раздавленных мышц мигом попадут в кровь и прикончат пострадавшего довольно быстро, даже если он был в сознании и относительно бодр.
В целом смотреть сериал интересно, а сюжет обещает быть богатым на события: создатели телефильма заявили о сотне серий. К слову, съемки проекта еще не завершены.
С учетом того, что в эфир эпизоды выходят по одному (а это 37 минут), следить за «Красной зоной» мы будем еще долго. Зрители, кстати, этим не очень довольны: мало того что серия короткая и всего одна в день, так еще и время выхода не самое удобное, все еще на работе. Приходится наверстывать упущенное уже не на ТВ, а в Сети.
Продолжение сериала «Красная зона» смотрите на НТВ по будням в 16:25.
Фото: PR НТВ