В понедельник, 7 сентября, на Первом канале стартовал ретросериал «Тонкие материи» о покорении столицы юным дарованием, советском мире моды и любви парня из номенклатурной семьи и дочери «врага народа». О том, как типовой сюжет спасают красивые наряды, – обозреватель TV Mag Ольга Дубро.
Юная провинциалка Таня, небрежный набросок Мэрилин Монро, лелеет мечту стать модельером и приезжает покорять столицу. Как водится, с первого раза терпит неудачу: проваливает поступление в текстильный институт из-за «нехорошей» родословной. Судьба не дает ей долго хлюпать носом и подкидывает полезное знакомство в виде модели Наташи, которая устраивает Таню в жирное место – сотую секцию универсама «Столица» (в котором без труда угадывается ГУМ), островок буржуазного изобилия в эпоху тотального отставания легкой промышленности от мировой моды. В этой секции, которая одевает советскую элиту и членов Политбюро (скорее, жен членов), Татьяна быстро из «принеси-подай» превращается в ценного специалиста, а мечты о покорении столицы моды становятся все ближе. На пути к парижским подиумам встречается Володя – племянник номенклатурного товарища, который собирается жениться на девушке из подходящей семьи, но мечтает о жизни свободной и легкой. Роман с Володей может стоить будущей модельерше и репутации, и профессии, и мечты.
Первый канал раскладывает пасьянс из телепрограммы, и у него явно что-то не сходится. Про давно анонсируемый «Налет-2» как будто забыли, просто вычеркнув из эфира, а «Презумпцию невиновности» – сериал про гения-адвоката с Кириллом Рубцовым в главной роли – сняли с показа после шестой серии, вместо него пустив ретромелодраму «Тонкие материи». Зрители справедливо возмутились: «Дайте досмотреть "Презумпцию невиновности"!» – но оказались в меньшинстве. Большинству же сериал, очевидно, не понравился – иначе как низкими рейтингами такие перестановки не объясняются.
Другое дело – обкатанная не единожды тема покорения Москвы наивной провинциалкой и очередная игра на чувстве ностальгии по советскому прошлому у тех, кто его едва застал. Маниакальную зацикленность продюсеров на Советском Союзе можно объяснить только хорошим аппетитом у аудитории на все, что касается «совка». Едва закончился «В созвездии Стрельца», как пустили «Тонкие материи», а уже со следующей недели стартует продолжение «Шифра» – и действие всех трех сериалов происходит примерно в одно и то же время хрущевской оттепели! Не иначе как нам преподают альтернативный урок истории.
Но если упомянутые сериалы хотя бы сняты о разном, то «Тонкие материи» повторяют сюжет многих других сказок о Золушке в мире советской моды практически один в один. Навскидку – «Красная королева», «Королева красоты», «Манекенщица» рассказывают о наивных красавицах, приехавших покорять столичные подиумы. Разница только в том, что наша Таня находится с другой стороны сцены, что, впрочем, на ход сюжета мало влияет: все тот же КГБ, козни сильных мира сего и трагедия мезальянса.
Впрочем, если отвлечься от сравнений, можно заметить, что «Тонкие материи» не самый плохой ретросериал, в котором есть место и юмору, и отдельным актерским находкам, и красивым нарядам, конечно, ведь он про моду. Гипюр, солнце-клеш, дефицитные кальсоны и платье «под Шанель» способны реабилитировать любой примитивный сюжетец. Даже без любовной линии рассказ про то, как за дверьми легендарной сотой (в реальности – двухсотой) секции ГУМа обшивали генеральш, пока вся страна носила принт в цветочек, интригует женскую половину аудитории. Пусть даже это весьма условное воссоздание портрета эпохи в разрезе дамского платья.
Анастасия Талызина не позорит фамилию великой бабушки и демонстрирует способность вживаться в разные образы. Не так давно шла комедия «Патриот» на ТНТ, где у нее была совсем другая роль – дерзкой продавщицы, мечтающей о «Доме-2». А тут она наивный цветочек, не испорченный бесцеремонными шмелями. Ольга Хохлова играет представительную и одновременно очень уютную владычицу сотой секции, а еще приятно посмотреть на двух Софий: Софью Зайку из «Фитнеса» и Софью Лебедеву из «Бывших».
При очевидно невеликом бюджете «Тонкие материи» вышли вполне смотрибельными, хоть и не претендующими на безупречный образец ретросериала.
Фото: Первый канал