Новая этика наступает на всех фронтах – киноиндустрия особенно чутко реагирует на веяния в обществе, как флюгер поворачиваясь по ветру перемен. На фоне множества движений за равные права не первый год идут дискуссии о квотах темнокожих, женщин, представителей ЛГБТ на экране. Американская киноакадемия учла эти вещи и сформулировала четкие правила для претендентов на главную кинопремию мира «Оскар» в номинации «Лучший фильм». Они вступят в силу с 2024 года.
Главную или ведущую роль второго плана должен будет исполнять «цветной» актер – чернокожий, азиат, латиноамериканец. Женщины, расовые, этнические, сексуальные меньшинства или люди с ограниченными возможностями должны составлять не менее 30% второстепенного актерского состава. На этих же группах должна быть сконцентрирована основная сюжетная линия или тема фильма, а их представители должны занимать не менее двух творческих руководящих должностей в производстве картины. Претендующий на премию фильм должен соответствовать минимум двум из этих стандартов. Президент киноакадемии Дэвид Рубин заметил, что такой подход должен отражать разнообразие общества и аудитории.
Что к этому все идет, было заметно загодя. Например, межрасовые отношения на экране обострились задолго до убийства Джорджа Флойда и активизации движения «Жизни черных важны». Симпатии Оскаровского комитета при этом однозначно склонялись к картинам, где педалирована жестокая эксплуатация темнокожих белыми людьми. Причем как в прошлом, так и в настоящем, пусть даже в форме гротескной сатиры. Если «Джанго освобожденный» Тарантино и «12 лет рабства» Маккуина претендуют на историчность в описании рабского положения на американских плантациях в XIX веке, то «Прочь» Джордана Пила демонстрирует картину, где богатые, но хилые белые переселяются в тела сильных черных. И это мы коснулись только оскаровских фаворитов.
Феминизация не отстает, и сильные образы «слабого» пола все чаще завоевывают оскаровскую благосклонность – так, шесть номинаций на церемонии этого года досталось фильму «Маленькие женщины» с Сиршей Ронан и Эммой Уотсон. В том числе лучшим актрисам и за лучший фильм. Образ белокожего голливудского мачо-гетеросексуала постепенно теряет позиции и дрейфует куда-то в сторону комиксов – того и гляди вовсе перейдет в область фантастики, и на смену крепким орешкам окончательно придут железные сиськи. Впрочем, подобные шутки в контексте новой этики уже неприемлемы, так что попросим у всех прощения на всякий случай.
Наше киносообщество пока откликнулось в лице режиссера-аниматора Константина Бронзита. Он выразил мысль, что введением таких правил организаторы «Оскара» пекутся не о судьбах женщин и меньшинств, а о своих собственных – чтобы потом не стать мишенью остротолерантной критики. И это, пожалуй, самое мягкое, что можно будет ожидать от крупных комментаторов здесь. Разумеется, это все американские дела, но не считаться с ними не получается даже в России: все же Голливуд имеет слишком большое значение для мирового кинопроцесса.
Фото: Oscar.go.com