4 июня состоялась цифровая премьера сериала «Чики». Сюжет рассказывает о четырех путанах, которые решили уйти с трассы и открыть фитнес-центр в родной южной глуши. Обозреватель TV Mag Ольга Дубро – о том, что на самом деле стоит за фразой «завязать с прошлым и начать новую жизнь».
В маленьком городке на юге России, где главные места тусовок – стадион, рынок и церковь, а главные ценности – шуба и китайский телефон, у придорожной харчевни «Колизей» работают на трассе Марина, Света и Люда. Вскоре к несвятой троице присоединяется Жанна – из «бывших», которая смогла вырваться в Москву и вернулась на «Мини-Купере» и с бизнес-планом по открытию фитнес-центра. Жанна, уже повидавшая лучшую жизнь, смогла зажечь огонек надежды в глазах подруг, даже не мечтавших когда-нибудь завязать с древнейшей профессией. Цена свободы – кредит под залог дома, папины «похоронные», продажа «Мини-Купера» цвета «Кармен» и драгоценной шубы. На пути к независимости стоит борзое казачество с тяжелым взглядом Сергея Гилева, бывший сутенер, органы опеки, пьяные дальнобойщики, законсервированный быт и нравы жителей этого застрявшего в безвременье многонационального южного городка. От серии к серии история набирает обороты и из повествования про тяжелую долю работниц секс-индустрии превращается в драмеди о праве менять жизнь к лучшему.
Честный и смелый авторский проект Эдуарда Оганесяна называют главным кинособытием этого лета без всяких заискиваний перед именитым режиссером, звездным составом или раздутым бюджетом (потому что ничего из перечисленного за сериалом не стоит). Критики и зрители на редкость единогласны в своем вердикте: настоящий сериал о жизни, без прикрас, без купюр, но и без намеренного утрирования. Проект Оганесяна занял просторную нишу между не в меру эпатажными «Содержанками» и депрессивной чернухой «проклятых поэтов», полной горького сочувствия всем униженным и оскорбленным. В этом промежутке раньше помещалась «Интердевочка», но «Чики» – это новый уровень отражения реальности, где людей занимают простейшие проблемы, потому такие жизненные и цепляющие. Сериал не ставит задачи шокировать убогостью провинциального бытия и озадачивать гамлетовскими вопросами. Он показывает жизнь во всей ее прозаичности и предсказуемости, отчего граница реального и киношного мира стирается. Даже закадровая жизнь сериала способствует этому (имеется в виду тот случай, когда во время съемок в городе Прохладном в Кабардино-Балкарии один из местных жителей напился до чертиков и обстрелял съемочную группу из карабина, предварительно скинув на них арбуз. Дебошир был задержан, а эффект полного погружения остался).
Мир «Чик» – это такая миниатюра провинциальной вселенной с кредитами на шубу, все еще крышующими малый бизнес кавказцами, обшарпанными подъездами, занюханными пивнушками и ограниченным выбором дорог: либо на рынок, либо на панель. Причем любой путь лежит через церковь, в которой бывший барыга, а ныне отец Сергий в «найках» благословит и проституток («Надо в храм идти, за здоровье свечки ставить». – «Там твои на удачу еще не догорели».), и бандитов («Благослови, батюшка, на дальнюю дорогу».). Негламурный этот мир густо населен самыми фактурными персонажами, начиная от добродушного шашлычника Омара до потенциального фитнес-инструктора со звездами на плечах, оставшимися после трех отсидок. Все это милое убожество согрето южным солнцем, пропитано ароматом шашлыка, соком арбуза, залито медовым закатом и обласкано крепким словцом сочных девиц с трассы.
Самый обсуждаемый проект лета позволяет себе иронизировать над запретными темами и поднимать вопросы, которые не принято обсуждать даже в прогрессивном кино. Например, вопрос сексуального самоопределения детей – это ли не прорыв? Первую серию на YouTube посмотрело 1,8 миллиона человек – неплохо для стримингового сериала, учитывая, что он не пестрит калейдоскопом известных лиц. Кроме народных любимцев Ирины Горбачевой и Антона Лапенко, здесь полно новых героев: самобытная Варвара Шмыкова с очень русским лицом, роковая Алена Михайлова и дебютантка Ирина Носова, о которой после роли Светы будут говорить: «Звезда родилась».
«Чики» – контрольный выстрел в тех, кто по инерции предвзято относится к российскому кино. Все аргументы «против» бессильны перед божественно красивой картинкой, вольными диалогами, саундтреком от Ивана Дорна и словом «шлюхи», произнесенным шепотом и по слогам.
Фото: Марс Медиа, Ольга Кочеткова, Дмитрий Марков, Зина Илюхина