В понедельник, 13 апреля, актер и шоумен Михаил Галустян вернулся в мир сериалов с новым скетчкомом СТС «Миша портит все». Обозреватель TV Mag Евгений Лазаренко – о том, почему от шоу не стоит ожидать поднятия острых вопросов.
В жизнь Горшковых, среднестатистической российской семьи, врывается очкастый Миша по фамилии Галустян и начинает учить их жить – портит обыденный уклад, чтобы привить привычку критически мыслить и разумно потреблять. Чтоб наглядней было, дидактический материал подается в виде коротких скетчей, где Галустян распускает комические крылья и обращает рассказ о коварстве рекламщиков или вреде пластика в законченное юмористическое произведение. Чтобы апеллировать не только к авторитету камедиклабщика, к нему в компанию добавляют каких-нибудь узких специалистов – врачей, маркетологов, экономистов и прочих экспертов своего дела. Скажем, о пользе интеллекта для спорта поведает депутат Госдумы Николай Валуев – и мы пока можем только догадываться, какие занимательные полезности полезут из карманов жилетки Онотоле Вассермана.
В качестве примера для подражания создатели «Миши» взяли американское шоу «Адам портит все», которое три сезона шло на канале truTV. Смысл – развлекая, поучать – оставили, но в деталях есть некоторые расхождения, а в чем-то наши пошли дальше заокеанских коллег. «В оригинале главный герой в одном и том же образе ботаника в очках. Но когда есть такое тяжелое комедийное орудие в виде Михаила Галустяна, грех им не воспользоваться, поэтому наш Миша всегда разный», – раскрывает важное различие креативный продюсер Тимур Акавов. Действительно, штатовский Адам Коновер застыл в амплуа саркастичного умника, а Галустян отводит душу в образах, которые порой причудливым образом соотносятся с темой скетча. То есть не сразу понятно, зачем Мише изображать испанца Антонио Бандераса, если речь об итальянском эспрессо – но через Латинскую Америку, где выращивается кофе и Бандерас сыграл эль марьячи, логика приблизительно выстраивается. Впрочем, когда после ковбойского костюма и берета десантника Галустян надевает красное платье с сиськами, перестаешь понимать, зачем это все нужно, и пытаешься выудить хоть толику полезной информации из потока костюмированных хиханек.
Идея экономного потребления, которая красной нитью тянется в «Мише», особенно актуальна в карантинные времена – тут авторы, сами того не ведая, попали в яблочко. Развенчивая маркетинговые трюки, Галустян подводит к простой мысли: включай мозг, прежде чем набить доверху тележку в гипермаркете, а лучше сразу возьми корзинку, чтоб ограничиться необходимым. Однако не очень понятно, как критическое мышление может отвратить от такой привлекательной вещи, как скидки. Все же несложно проверить, насколько уцененный товар залежался, легко смириться с помятостью упаковки – впарить негодное фуфло вообще непросто, когда население чутко блюдет дебетный баланс. Еще веселей в нынешних реалиях звучит совет не разоряться на свадьбы – торжества и так никто не проводит, а на безлюдных регистрациях лучшей фатой сейчас считается респиратор. Но даже на карантине не всякая девочка откажется от красивого подвенечного платья – инстаграм-то не отменили.
Пока наш «Миша» рассматривает довольно узкий, бытовой круг вопросов, тогда как его заокеанский прототип мыслит шире, от политики до восприятия смерти. Сомнительно, что Галустян вдруг расскажет о подводных камнях поправок в Конституцию или отказе внутренних органов. Хотя это было бы сейчас очень кстати – но придется только неуютно ежиться, когда отснятый в мирные времена Галустян предложит «вопросик обкашлять».
Фото: СТС