На телеканале «Россия 1» стартовал показ новой российской многосерийной мелодрамы «Большие надежды». Обозреватель TV Mag Евгений Лазаренко – о том, чего не хватает проекту, чтобы стать настоящим хитом.
Горожанка Эра мечтает, как Ассоль, дождаться Грея и, ведомая литературными интересами, легко поступает на филфак. Зине приходится готовиться к экзаменам в перерывах между кормлением коз и кур, но и она в горячем желании вырваться из сельской тоски поступает: как в «Миллионере из трущоб», она помнит ровно те вопросы, которые ей достаются. Из-за своей принципиальности заучка Эра не очень-то нравится фартовой Зине, но тяготы жизни в студенческом общежитии в начале 1990-х сближают барышень – теперь им предстоит многое преодолеть на пути к мечте.
Мечты у героинь, хоть и существенно отличаются в деталях, по сути одинаковы. В случае Эры мечта имеет смутно-эротический оттенок – уже в титрах анимированная барышня падает на подводную лодку, большую, розовую и всю в брызгах. А в первой сцене героиня без тени сомнения рассказывает сводному братику сказку про принца, который уведет его (!) в долину, глубокую (!!) и опять розовую (!!!). У Зины мечты иной расцветки – она на филфак-то поступила, считай, потому что красавчик Данилов подначил, мол, ты дура и ничего у тебя не выйдет. Однако вся такая волевая Зина тотчас прекратит попытки впечатлить популярного Данилова, стоит ему завести более-менее основательную подругу, и героиня согласится на меньшее – по уши влюбленного в нее Хавчика.
Тема еды занимает в «Больших надеждах», кажется, еще более крупное место, чем мелодрама, во время просмотра слюна выделяется поминутно. В попытках показать нищету времени создатели дошли до того, что подарили персонажу говорящее прозвище – и Хавчик, может, не великий красавец, но у него всегда можно похавать. Отношения героинь налаживаются, когда Зина кормит упавшую в голодный обморок Эру, все остальные тоже так или иначе озабочены проблемой пропитания, а впереди у всех героев, как мы знаем, еще не один крах – как финансовый, так и межличностный. Приметы времени излишне сгущены и оттягивают внимание, собственно, от любовных коллизий, какие, в общем, происходят в любые времена.
Коллизии, хоть и более-менее предсказуемы, слишком хорошо разыграны, чтобы от них отвлекаться. Почти весь каст достоин похвал – особенно выделяется Анфиса Черных в роли Зины. Это заметно более зрелая актерская работа, чем в фильме «Географ глобус пропил» или в «Кухне», где ей тоже довелось сыграть рвущуюся наверх провинциалку. Черных может спокойно застолбить за собой амплуа волевой женщины. Татьяна Бабенкова сыграла свою Эру капельку тусклее, но это оправдывается образом «синего чулка», который меж тем тоже умеет резко выступить. На втором плане дела тоже идут правильно: взгляд Джалила Асретова, сыгравшего наглого кавказца, вызывает неприятный холодок, Ян Цапник в роли отчима Эры мастерски изображает уставшего от всех чудака на букву «М», Елена Яковлева сыграла мать Зины так, словно всю жизнь проходила в резиновых сапогах, только зимой меняя их на валенки.
Сериал можно упрекнуть в излишней серьезности, здесь как-то действительно всем не до смеха, но создателям удалось не опошлить повествование излишней мечтательностью или заламыванием рук, за что им тоже большое спасибо. Вот еще бы сентиментальные титры поменять – совсем хорошо будет.