На канале «Россия 1» начался показ сериала «Крепостная» о непростой судьбе крестьянки с манерами барышни. Обозреватель TV Mag Евгений Лазаренко делится впечатлением от проекта.
Катерина просыпается от криков дворового мальчонки, которому пропарывает кожу кнут, и в слезах молится, чтоб зло обошло ее. Пока ей, во всяком случае, везет больше, чем мальчонке: тоже из крепостных, Катерина чудом закрепилась в доме помещиков Червинских на правах воспитанницы. Она благодарно несет службу утешения барыни Анны Львовны, чьи дочери умерли, а сын пропадает на войне. Повадками уже совсем барышня – Шопена играет, по-французски говорит, героиня, однако, вынуждена вспоминать о своем происхождении, когда барин Петр Иваныч при гостях прикрикнет: «Катька, пшла на кухню». Тем временем в их захолустье возвращаются сразу два героя войны, и оба статных молодца обращают внимание на Катерину. Роману с прекраснодушным Алексеем мешает Григорий Червинский, который мерзкой натурой пошел в своего отца, известного прелюбодея Петра Иваныча. Найдет ли Катерина счастье и волю – или мыкаться ей еще тридцать с лишним лет до отмены крепостного права?
Несмотря на ошеломительный успех «Рабыни Изауры» у нашего зрителя, подобное мыло на местном материале встречается исчезающе редко. Только «Бедная Настя», лакированная мелодрама начала 2000-х, стала телехитом и даже достигла международного признания, посетив экраны 34 стран мира. Еще «Вольная грамота» топталась на той же мелодраматической дорожке – и все. Тема крепостного рабства в России слишком неудобна, чтобы ее подавать со всей объективной чернухой, как о таких грехах Америки говорят Тарантино или Маккуин. Все наши «Хижины дяди Тома» уже написал Некрасов, а кто старое помянет, тому и глаз вон. Крепостничеством снова заинтересовались на телевидении послемайданной Украины: два сезона «Крепостной» прошли в том году на канале СТБ. «России 1» показалось, что раз в сериале обращаются друг к другу «пан» да «панночка» и пересыпают речь цветистой мовой, то щекотливая тема не омрачит праздничные эфиры – все происходит как бы и не в России.
Действительно, если не считать речевых моментов, «Крепостная» не несет какого-либо географического колорита – это универсальная история про любовь и подлость, где Катерине совершенно не обязательно быть малороссийской крепостной. Ей достаточно быть милой, но напуганной жертвой обстоятельств, для чего актрисе Екатерине Ковальчук нужно только округлять глаза в драматичные моменты. Героини крайне редко касаются, собственно, обстоятельства рабского положения крепостных, которых тут порют на конюшне и жестоко насилуют. Да, она выступает объектом товарно-денежных отношений, но над героиней так же удачно висел бы и любой другой дамоклов меч. Получается, как бы драма Катерины отдельно – холопство отдельно.
Помимо этой дихотомии, в сериале существует еще одна – это мужской мир, детка, это Петр Иваныч держит в страхе дом, это Григорию в борьбе с Алексеем решать судьбу Катерины, пока Анна Львовна чахнет. Женщины тут в лучшем случае помогают или подставляют ножку друг другу, но на мужские дела повлиять не способны – сильных характеров среди них не найти.
Фото: Россия 1