На ТНТ стартовала комедия о необычном путешествии бывшего бандита во времени, о жизни современных российских городков и о настоящих чувствах – любви, дружбе и преданности. Обозреватель TV Mag Евгений Лазаренко – о сериале «Полярный» после просмотра первых эпизодов проекта.
На Витю Мясника упала пудовая подкова – на счастье, голова цела, но из нее вылетел пароль от счета, где лежит воровской общак. Еле вырвавшись из лап партнеров по бизнесу, Мясник укатывает в почтовом вагоне на Крайний Север, чтобы в спокойной обстановке вспомнить все. Там ему мгновенно подворачивается Полина с диссертацией по амнезии – и новый пациент ей снится уже на следующую ночь. Потенциальным шурам-мурам мешают местные бандиты, которым Мясник нарушил сбор дани, и капитан полиции, который с девятого класса мечтает пожмякать Полину за сиськи. Но криминалитет и власть в городке Полярном слишком глупы, чтобы справиться с героем, а Полина слишком симпатична, чтобы Мясник так уж спешил выбраться из вечных снегов.
Иван Охлобыстин, сыгравший заполярного мафиози Болта, в интервью провел слишком лестные для «Полярного» параллели с творчеством братьев Коэн, но точней будет сравнение с «Лиллехаммером» – сериалом про американского бандюгана, который по программе защиты свидетелей осел в норвежском захолустье и наводит там свои порядки. Только у нас вместо европейской толерантности героя окружает застывшее во льдах время: в Полярном спирт «Рояль» заедают мороженым из креманок и расставляют на комоде слоников, подпевая «Стюардессе по имени Жанна».
Есть тонкая ирония в том, что героя увозит в прошлое «Почта России», и более толстые намеки, когда полицейский отращивает усы, потому что любит Фредди Меркьюри, а «быков» в спортивных штанах раскидывает бык рогатый. «Полярный» более-менее крепко держится в рамках криминальной комедии, только в диалогах юмор сериала несколько вянет. Не сочтешь же панчлайном фразу: «Вот тебе, Коля, и Цимбазаза». Такую сценарную натугу создатели постарались компенсировать пасхальными отсылами к шедеврам жанра. Первая же сцена, где Мясник консультирует сериал про «лихие» 90-е, мгновенно воскрешает в памяти «Анализируй то» – только Михаил Пореченков, увы, не Роберт Де Ниро. Маслопроводный шланг, который Мяснику нужен для вертолета, словно оторвался от «Антилопы» Казимира Козлевича, но ильфопетровской искрометностью тут не пахнет.
Главарь мафии, командующий комическим дуэтом подельников, – вообще расхожий штамп: как в «Достучаться до небес», один из братков здесь представляет нацменьшинства, как в «Жмурках», босс потешно негодует, когда подчиненные накосячат. Только в отличие от Михалкова в фильме Балабанова Охлобыстину-Болту попросту не дают развернуться словесно – остается смешно лежать в отключке, отхватив по балде глушителем. В первых сериях почти не видно Владимира Епифанцева, а ему всегда удается потешно изображать «быковатых» граждан – хоть бандитов, хоть спортсменов, хоть штрафников. Впрочем, если актеру тоже достанутся пресные фразы, смысла в его появлении будет не очень много. Пока сериал держится на актерской игре и легком флере ностальгии – впереди, судя по интервью Охлобыстина, ожидаются мелодраматические прорывы. Дурной знак.