С 21 по 24 октября Первый канал показывает шестой по счету сериал о приключениях майора Черкасова. В новой части майор занят расследованием дела о наркоторговле. Обозреватель TV Mag Ольга Дубро – о том, почему сериал все еще интересно смотреть.
На манеже те же: майор Черкасов в неизменной шляпе, Соня Тимофеева, теперь уже не помощница, а начальница, и новый труп, точнее три. Студента архитектурного института Алексея находят мертвым у стен элитного кооперативного дома, и следствие устанавливает, что сиганул он с крыши не по доброй воле. Найденная на месте преступления улика приводит майора на ипподром, где творятся странные дела. Перед началом скачек в конюшне находят жокея, накачанного до смерти разбавленными наркотиками. Схожий химический состав нашли и в крови убитого студента. Похоже, с отравой связан и отчим Леши – Бузырев, отсидевший за кражу массажист поликлиники, прикрепленной к тому самому кооперативному дворцу работников искусств. Он инсценирует самоубийство жены, которая не может оправиться от горя после смерти сына и догадывается о темных делах мужа. Черкасов тем временем очерчивает круг подозреваемых – творческая тусовка из элитного дома, которая регулярно посещает ипподром. Синтетические наркотики, азартный спорт для богатых, советская богема – новое дело майора обещает быть резонансным.
Как всегда, сюжет основан на реальных исторических фактах. В конце 70-х в СССР действительно проблема наркотиков стояла остро, хоть и не разглашалась. По официальной версии, в стране наркомании не было, как и секса, организованной преступности и подавленных восстаний. На деле же старее наркомании только проституция: богема революции увлекалась морфием, кокаином и гашишем, во второй половине 20-х годов собирали богатые урожаи мака и конопли, а после войны шел поток наркотиков из Средней Азии. Что касается 70-х, в то время в ходу были опиум, конопля или аптечные препараты. Тем интереснее, что Черкасов наткнулся на производство синтетических препаратов по формулам – новое слово наркоиндустрии.
Что до ожиданий от новых серий, судя по первым отзывам, они оправдались. Зрители бы не потерпели грубого вмешательства во вселенную майора Черкасова, а такой риск всегда есть, учитывая, что почти каждый сезон снимает новый режиссер. Удивительно, но постоянная смена постановщиков идет проекту на пользу. Нет ощущения, что команда выдыхается, что обычно свойственно сериалам уже на третьем сезоне. В случае с циклом фильмов о знаменитом телесыщике каждая часть смотрится как отдельное произведение, при этом сохраняется общая для всех серий нуарная атмосфера. Майорская шляпа как символ постоянства, которое, как известно, признак мастерства, тоже на месте. Мотивация героев понятна, события разворачиваются логичным образом, реакции и диалоги естественны, поэтому приятно не просто наблюдать за действием, но и вычислять преступника вместе со следствием.
Еще одна примета детективов о майоре МУРа – это исключительно звездный кастинг. В этом сезоне к Андрею Смолякову и Марине Александровой присоединились Сергей Гармаш, Дарья Урсуляк, Светлана Немоляева, Александр Лазарев-младший, Дмитрий Астрахан, Евгения Крюкова, Алексей Барабаш – словом, лучшие представители российского кино и театра. Участие звезд даже во второстепенных ролях, конечно, возносит сериал на совершенно новый уровень качества. Хотя от сезона к сезону имеются вопросы к Марине Александровой – почему-то в роли помощницы майора всегда хотелось видеть более яркую актрису. А в качестве начальницы отдела ее персонаж вообще не к месту: все нити следствия все равно в руках у Черкасова. Куда лучше Александрова смотрится в роли императрицы Екатерины в одноименном сериале, который идет на «России 1» одновременно с «Формулой мести».
Зато Сергей Гармаш оттягивает все внимание на себя, даже в ущерб Смолякову. Вновь ему досталась роль злодея, но как он в ней органичен! Кажется, ему даже не приходится играть – достаточно надеть майку-алкоголичку да страшно повращать глазами.
Словом, майор и компания не подкачали – не зря мы ждали целый год.