На специальном канале «Формула-1 H2O» можно будет увидеть сразу два Гран-при F1H2O
Водно-моторный спорт продолжает радовать нас соревнованиями мирового уровня, а Триколор не прекращает их показывать. На очереди – этапы чемпионата мира по водной «Формуле-1» (F1H2O), которые состоятся в Китае на выходных. TV Mag рассказывает, как появился бесколесный аналог Ф-1, в чем уникальность этих состязаний, кто доминирует в мировых гонках и где все это можно посмотреть.
РОЖДЕННЫЕ СОПЕРНИЧЕСТВОМ
Не все в курсе, но водная «Формула-1» не сильно уступает в возрасте своему автогоночному «старшему брату». Принято считать, что корни элитных моторных гонок по просторам морей и океанов отсылают нас к 1962 году. Патриархами этого спорта навечно записаны немец Дитер Шульце и итальянец Анджело Молинари. Считается, что два этих выдающихся конструктора примерно в одно и то же время построили первые лодки с так называемыми туннельными корпусами. Впрочем, споры о том, кто же из них был первым, не стихают и спустя 57 лет.
В 1978 году другое соперничество больших фирм подтолкнуло мировой водно-моторный спорт к созданию новых соревнований. Американская компания Mercury Marine, производящая лодочные моторы, начала всерьез продумывать турнир по состязаниям на водном транспорте, чтобы поддержать свой бренд. В это время их злейшие враги-конкуренты из OMC уже готовили свои гонки, и в итоге обе соперничающие организации включились в процесс подготовки чемпионата в двух классах – ON и OZ, спустя восемь лет они объединились. Стартовый чемпионат «водяной» «Формулы-1» состоялся в 1981 году, и первый сезон выиграл наследник славы изобретателя – Ренато Анджелович Молинари. Впоследствии он стал 18-кратным чемпионом мира в разных категориях соревнований, в том числе трижды – в водной Ф-1.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Этот раздел водно-моторного спорта не просто так зовется «Формулой-1», ведь это тоже самые настоящие «королевские гонки», только не на трассах, а на воде. Здесь и гонщики соревнуются на болидах, просто без колес. Из всех соревнований на воде именно этот, во-первых, требует наибольшего количества денег, поскольку постоянная «гонка вооружений» в виде моторов, улучшенных корпусов и всевозможной технической начинки никогда не останавливается. Во-вторых, в F1H2O мы наблюдаем самые скоростные перемещения, что требует гладкой поверхности. В отличие от тех же аквабайков здесь активная вода никак не способствует зрелищности, а лишь мешает гонкам.
И в-третьих, этот спорт требует максимального внимания техников и медиков – любые проблемы со здоровьем могут стоить больших аварий. Каждый пилот проходит не только медицинское обследование, но и специальный суровый тест с погружением на дно. Вообще, на пути к нынешнему уровню безопасности водно-моторная Ф-1 проделала очень серьезный и вдумчивый путь. В этом плане гоночные катера с крыльями за полвека не столько изменились внешне, сколько внутренне: значимая часть конструкций акваболида спроектирована так, чтобы по максимуму защитить пилота от воды. К слову, подушка безопасности здесь расположена не перед гонщиком, а сзади него, чтобы в случае чего удержать кабину на плаву. А вообще, внутри транспорта есть специальная композитная капсула, которая при серьезной аварии выбросит спортсмена за пределы поврежденной водной машины.
ТРАДИЦИИ Ф-1
Как и автомобильная «Формула-1», F1H2O проходит в несколько этапов. Чуть ранее мы уже описывали календарь чемпионата мира по аквабайку, и большинство этапов здесь совпадает со скутерным сезоном. Правда, в гидроразновидности Ф-1 первенство все же длится на один этап больше. Сезон-2019 стартовал в марте в Саудовской Аравии, затем, как и в аквабайке, продолжился в Португалии, потом пошел от Франции к Китаю, а завершится уже в Объединенных Арабских Эмиратах – в городе Шарджа.
Принцип соревнований здесь аналогичен «королевским автогонкам»: для начала свободные тестовые заезды, потом квалификация и только после – полновесная гонка. Решающие соревнования длятся 45 кругов по два километра длиной – это существенно меньше, чем в трассовой Ф-1, где автодром обычно имеет длину по четыре-пять километров. Ну и самое главное – скорость: водные машины тоже разгоняются до сотен км/ч за секунды, а в итоге способны достигать отметки 250 км/ч. Для сравнения: максимальная скорость в «Формуле-1» в 2005 году была установлена Хуаном Пабло Монтойей – 372,6 км/ч.
Еще одно важное сходство с элитным автоспортом – видеотрансляции. Зачастую здесь используют аналогичные обзорные точки, и на всех бортах болидов установлены камеры, дающие уникальную картинку и позволяющие всецело погрузиться в атмосферу гонки. Однако воздушные съемки с беспилотников – это отдельная история, даже аналогичные приемы в «старшей» Ф-1 не дают таких захватывающих ощущений. Вообще, элементы зрелищности достойны особого внимания: водные следы-шлейфы каждого катера позволяют четче отслеживать перемещения каждого из них, а расстановка лидирующих сил порой меняется в мгновение ока.
АБУ-ДАБИ ВМЕСТО МЕРСЕДЕСА
Увы, здесь у нас нет ни своего Квята, ни Гран-при в Сочи – пока что мы только смотрим на водную «Формулу-1» и мечтаем вновь прикоснуться к ней. А между тем еще десять лет назад гонки сезона проходили у нас в России – этап чемпионата регулярно принимал Петербург. Но теперь о нас там особенно не вспоминают, а главной доминирующей силой в F1H2O представляется все, что связано с ОАЭ. В нынешнем сезоне в элитных водных гонках выступают сразу четыре команды из Эмиратов, и при этом всего по одной представляют Швецию, Китай, Португалию, Италию и Францию. В Кубке конструкторов с большим отрывом лидирует команда «Абу-Даби», которая в этих соревнованиях представляет собой аналог «Мерседеса» в классической Ф-1.
К слову, два пилота «Абу-Даби» входят в топ-3 по ходу чемпионата. Первое место держит прошлогодний чемпион из США – Шон Торренте, а его одноклубник Тани Аль-Кемзи из ОАЭ замыкает тройку лидеров. Реальное сопротивление пока оказывают только шведы: благодаря победам Йонаса Андерссона, который идет следом за американцем, команда «Амаравати» держится на второй строчке. Что любопытно, два самых приметных француза выступают за китайский «Женьшень»: первый из них – Петер Морин, идущий на четвертом месте в первенстве. А вот второй – живая легенда водно-моторного спорта Филипп Шаппе, трижды становившийся чемпионом мира.
ДВА ВЫХОДНЫХ, ДВЕ ГОНКИ
Полноценное распространение водной «Формулы-1» пришло не так давно, однако в наши дни ее показывают уже более чем в двух десятках стран. Приятно, что в их число вошла и Россия: грядущие выходные даруют нам возможность посмотреть сразу два Гран-при F1H2O на территории одного и того же государства. Следить за ходом соревнований можно на специально созданном Триколором pop-up-канале «Формула-1 H2O». Он будет доступен всем пользователям услуги «Онлайн ТВ». Кроме того, канал можно посмотреть через мобильное приложение «Триколор Онлайн ТВ», которое легко скачать через App Store или Google Play.
Чтобы не запутаться, представляем вашему вниманию списки трансляций обоих этапов чемпионата мира.
Расписание прямых трансляций на Триколоре*:
19 октября, Гран-при Сямыня Grand Prix of Xiamen
- 05:45 – Квалификация
- 10:45 – Гонка
- 12:45, 16:45, 20:45 – Повторы квалификации
- 14:45, 18:45, 22:45 – Повторы гонки
20 октября, Гран-при Китая Grand Prix of China
- 05:45 – Квалификация
- 10:45 – Гонка
- 12:45, 16:45, 20:45 – Повторы квалификации
- 14:45, 18:45, 22:45 – Повторы гонки
Фото: f1h2o.com