17 сентября в 20:10 на «ТВ Центре» состоится премьера новой экранизации романа Екатерины Островской «Покопайтесь в моей памяти» – продолжение цикла «Женское лицо частного сыска. Детектив Вера Бережная». Это уже третья картина серии, на этот раз клиенткой детектива становится пенсионерка, которая хочет накопать компромат на своего зятя. Однако тот вскоре погибает, и Вера Бережная вынуждена расследовать убийство. В главной роли очаровательного сыщика вновь предстанет актриса Мария Куликова. Накануне премьеры TV Mag поговорил с Марией Куликовой о новой роли, работе с голливудским режиссером и доверии к артистам.
Мария, что пришлось делать впервые на площадке фильма «Покопайтесь в моей памяти»?
Я снимаюсь с 1994 года, поэтому в карьере приходилось делать вообще все. Но есть вещи, которые меня по-прежнему пугают и даже опыт не помогает. Например, верховая езда в рамках съемочной площадки. Одно дело, когда ты в поле, тебе все показывают, рассказывают, помогают, а вам с лошадью никто не мешает. А на съемках ты в кадре остаешься один на один с лошадью, огромной, мощной, прекрасной, но непредсказуемой силой, которая боится звуков хлопушки и шума большого количества людей. Мне было некомфортно играть верхом на лошади, произносить текст и пытаться удержать ее в узде. Кроме того, моя лошадь никак не могла примириться со своей младшей коллегой по съемкам – прыткой лошадкой помоложе. Между ними прослеживалась явная конкуренция. Я не люблю ситуации, которые не могу контролировать, мне проще гонять на автомобиле.
Хотели бы вы в жизни быть такой же, как ваша героиня Вера Бережная? Попасть в какую-то детективную историю?
Нет! Я очень спокойный и закрытый человек. Люблю отдых, праздники, кайфовое общение с близкими. Совершенно не люблю участвовать ни в каких интригах и тем более детективных историях. Слава богу, в жизни ни с чем таким не сталкивалась.
Вы любите детективы как зритель?
Да, обожаю и с удовольствием смотрю детективные сериалы. Мои любимые – политический детектив «Родина», шведский сериал «Мост» – первое, что приходит на ум. Сейчас на различных платформах тонны подобного материала. В детективе неважно, где происходит действие, главное – как тонко расписана интрига. На данный момент я смотрю детектив «Дежурство» – о преступлении на подводной лодке с ядерным носителем. Я этот жанр люблю. Несмотря на то что я все время ищу что-то комедийное, чтобы поднять настроение, меня все равно тянет на более глубокую историю, с закрученным сюжетом и необычным финалом.
Какой посыл зрителю заложен на глубине «Покопайтесь в моей памяти»?
Каждый видит свое, мы ведь разные. Кто-то вспомнит своих близких, которых давно не видел, кто-то – свое детство. У каждого возникает свой калейдоскоп впечатлений. Поэтому не берусь судить, какой посыл заложили авторы, потому что зрители видят то, что трогает их души.
Недавно в интервью вы сказали: «Я все время играю в печальных историях про 40-летних женщин, у которых драмы и разводы». В этом контексте роль сыщика – это нечто новое?
Да, подобных героинь я еще не играла. Но роль не требовала подготовки из ряда вон. Мы все с детства любим детективы. В советское время я запоем смотрела «Место встречи изменить нельзя» и далее по списку, то есть я оказалась в знакомой ситуации. Ничего необычного я не сделала, в космос не полетела, как это планирует Юлия Пересильд.
Недавно вы снялись в необычном для себя жанре – психологическом триллере «Пропавшая». Режиссировал картину номинант на «Оскар» Вадим Перельман, который известен тем, что тщательно проводит кастинг и всегда идет вслед за актером. Расскажите о работе с голливудским режиссером.
Вадим действительно полностью доверяет тем артистам, которых он утвердил. Для меня это было большим открытием, первое время на съемках я нервничала, думала: вот сейчас он разочаруется во мне, потому что он большой художник. Потом я поняла, что он, наоборот, радуется каждому твоему органичному вздоху. Он не пытается тебя задергать словами «это не так», «нет, наоборот», «ты меня не слышишь». Он вообще не давит, он не груб, он ждет. Ждет, когда в артисте начнутся нужные проявления. И затем радуется и хвалит. А когда нужного не видит, он просто говорит тебе: «Что-то не туда, давай попробуем еще раз». И ты думаешь: хорошо, надо идти в другую сторону. Это не значит, что ты плохой артист, просто «не туда». И оно само складывается. Он просто видит фальшь за километр и аккуратно направляет артистов в нужную сторону. Работать с Вадимом было сказкой! Через пару дней я почувствовала абсолютную уверенность, спокойствие и то, что мне полностью доверяют. Это круто.
После этой роли появились новые предложения в подобном жанре?
Еще прошло слишком мало времени после премьеры, не все картину посмотрели. Безусловно, роль отличается от всего того, что я делала ранее. Я благодарна судьбе за такую возможность. И думаю, в карьере случится что-то новое. Потому что резонанс есть, многие звонят и радуются за меня. Особенной для меня стала реакция друзей. Обычно они спокойно относятся ко мне как к актрисе (мы дружим с детства, и они меня воспринимают как обычного человека). Более того, друзья очень часто в моих ролях видят мои личные проявления. Их это очень веселит, они всегда прикалываются надо мной и никогда всерьез не воспринимают мои работы. А в случае с «Пропавшей» друзья звонят и обсуждают именно мою роль, они впервые увидели на экране не Машу Куликову, а героиню истории. Даже моей мимики не разглядели и впервые полностью погрузились в моего персонажа, забыв, что его играет их друг. Впервые не застебали! (Смеется.)
Вы снялись почти в сотне фильмов. Какая роль вас изменила?
Я меняюсь не благодаря ролям, а благодаря определенному периоду своей жизни. Ты работаешь, параллельно что-то случается в жизни, параллельно ты читаешь и смотришь, развивается личная жизнь, рождаются дети, умирают близкие и так далее. Нет такого, что я живу в рамках одной роли. По совокупности на меня влияет период моей жизни: когда я стала мамой, когда я окончила институт и так далее. А роли только дополняют мою основную жизнь. Работа – это лишь работа, а все основное происходит в стенах моего дома.
Считается, что для актрисы карьера приоритетнее семьи и дома.
Мне кажется, это миф. Возможно, это было раньше, в советское время, когда снималось 10 картин в год, и, если ты попадал в одну из них, у тебя начинала развиваться карьера. Актриса боялась забеременеть или выйти замуж, чтобы поклонники не потеряли интерес. Сейчас ежедневно снимаются сотни проектов, и для каждой так или иначе одаренной, интересной актрисы найдется работа. Театры, телевидение, онлайн-платформы, интернет-сериалы… Дикой конкуренции уже нет. В советское время было сложно нанять няню, а сейчас актриса может позволить себе няню. Ей могут дать грим-вагончик, где она может покормить младенца между дублями. Говорю, исходя из своего жизненного опыта: я вышла на съемочную площадку, когда сыну Ване было три месяца. Мне кажется, у большинства людей, у которых здоровая психика, семья (а это не только дети, но и близкие, друзья) на первом месте. Есть фанатики своего дела, которые достигают невероятных высот, но это не мой случай и не случай моего окружения. Для меня семья всегда в приоритете.
Изменила ли вас популярность?
У меня не было такого, что я в один день проснулась знаменитой. Не было вспышки! Карьера развивалась спокойно. Да, я чувствую, что люди относятся ко мне тепло. Помню, настал тот момент, когда ко мне стали обращаться по имени – парковщики, люди в магазине, сотрудники аэропорта… Это приятно, мне часто помогают, так что плюсов очень много. Но я понимаю, что есть актеры первого эшелона, они очень знамениты. Не говоря уже про голливудский уровень. Но я равнодушна к этой теме.
Если бы позвонили себе в прошлое, на 20 лет назад, о чем был бы разговор? От каких шагов бы себя предостерегли?
Мои шаги были всегда продуманны, я достаточно спокойный по темпераменту человек. Поэтому у меня не было истеричных поступков, о которых я бы жалела. Но я бы сказала себе: «Так много не рефлексируй». Сказала бы, что не надо переживать по поводу мелочей, через какое-то время они становятся незначительными. Даже сейчас, если меня что-то изводит, я себя уговариваю, что это не важно, это все пройдет. Сколько всего было, и каждый раз все забывается, проходит и даже приводит к интересным последствиям.
А что остается?
Жизнь здесь и сейчас. Каждый день появляется что-то новое – новые пробы, новые знакомства, новые мысли.
Фото: ТВ Центр