Апрель обрадует зрителя сразу двумя премьерами с актером Филиппом Бледным в ведущих ролях. В матриархальном сериале «Два холма» он играет неугодного женскому обществу мужчину, а в криминальном детективе «Тихие воды» – следователя Следственного комитета, влюбленного в свою помощницу – психиатра. Накануне громких премьер TV Mag поговорил с актером Филиппом Бледным – о новых ролях, актерском детстве и отсутствии иллюзий по жизни.
Филипп, чем вас зацепил сериал «Два холма»?
Это очень забавный проект про постапокалиптическое будущее. Было весело и читать сценарий, и играть в «Двух холмах». Думаю, зрителям будет над чем задуматься. Сериал о том, что в будущем будут править женщины, а мужчины окажутся вне закона.
В другом новом сериале «Тихие воды» у вас любопытная роль следователя. Вы ведь раньше увлекались юриспруденцией. Сбылась мечта юности?
На самом деле у меня были лишь подростковые мысли о том, куда можно двигаться дальше в жизни, если вдруг не стану актером. Но играть следователя в кино не так интересно, как кажется: мы снимаем фильм по объектам, то есть в разном хронологическом порядке, поэтому детективной магии в духе «а что же будет дальше» на съемках нет. Она рождается только на монтажном столе.
Чем «Тихие воды» отличаются от множества других детективов? Что вас зажгло, когда согласились на роль?
Изначально меня привлекла фигура режиссера. Это кино снимал мой близкий друг, режиссер Карен Захаров, и я знаю, что из-под его пера выходят очень хорошие картины. Я с ним неоднократно работал еще с «Папиных дочек», поэтому доверяю его вкусу и таланту. Когда он мне предложил попробоваться на главную роль, я решил, что если Карен что-то делает, то это будет хорошо! По сюжету это действительно классический детектив. Но в нем есть элементы мистики, есть любовные линии – в треугольнике отношений между бывшим мужем героини в лице Алексея Демидова, моим персонажем и психологом Кирой, которая помогает мне расследовать дело. Так что сериал как минимум достоен внимания.
Ваш герой замкнут, но влюблен. Как ему удается проявлять свои чувства?
Прелесть в его простоте. При всей своей закрытости и зацикленности на работе он мягкий и добрый парень. Видя боль своей подруги, у которой разваливается семейная жизнь, он хочет ей помочь. И понимает, что теперь, когда она не связана узами брака и нуждается в нем, он может более откровенно транслировать свои теплые чувства, которые раньше приходилось скрывать.
Что на площадке запомнилось больше всего?
Во время съемок царил адский холод, а мы почти все время снимали на улицах, и наши герои постоянно говорили текст. Во время первых дублей артисты были еще тепленькие и могли что-то играть и говорить, но на последующих дублях на морозе замерзала не только техника, но и мышцы на лицах актеров. Так что это была борьба с морозом и с самим собой – заледеневшим лицом выразить во время разговора хоть какие-то эмоции.
В недавних интервью вы говорили, что самый близкий вам персонаж – это Фил из «Фитнеса».
… Да, Фил писался с меня. Со следователем из «Тихих вод» мы совсем не похожи. Он очень замкнутый человек, зацикленный на своей работе. Для него самое главное – собирать головоломки в своей голове. Он внутри своего мира и поэтому никогда не слышит, как звонит его телефон.
Это интересно, когда твой герой не похож на тебя. Ты начинаешь искать к нему ключи. А когда ты думаешь, что играешь себя, то оказывается, что ты плохо себя знаешь. Сложная задача для актера – когда ему говорят: «Ничего не играй». Когда ты знаешь, как создать персонаж, его характер, образ, голос, а тебе говорят: «Ничего не играй и будь собой», то это странная задача. У тебя отнимают то, чему ты всю жизнь учился.
Выходит, вы не любите такое документальное существование в кадре. Но сейчас модно так снимать. Приходилось ли из-за этого отказываться от предложений?
Нет, не отказывался. Но это всегда диалог с режиссером. Документальное существование всегда предполагает другой образ, ведь фильм все равно не про актера. Поэтому я не люблю играть именно себя, никогда этого не делаю. Считаю, что не бывает документального существования у человека, который играет другого человека. Это все миф. Добиваться документальности в игре выдуманного персонажа – это абсурд.
Вы актер в четвертом поколении, с детства на сцене. Помогло ли это избежать иллюзий в профессии?
Никаких иллюзий об актерстве у меня не было с детства. Я рос в театре, мой папа – заслуженный артист России, у мамы за выслугу лет и отданные театру годы жизни – Орден за заслуги перед Отечеством. Я понимаю подноготную профессии на 100 процентов. Так что для меня удивлений не было. Я всегда понимал, что занимаюсь ремеслом и хорошо умею его делать. Точно знаю, на что способен. Границы таланта могу расширяться, потому что ты работаешь и развиваешься, живешь, набираешься опыта, впитываешь среду. Но волшебства я никогда не ждал и не жду. Это инфантильный подход к профессии: когда говорят, что есть некий святой Грааль, который мы, артисты, несем над головой, и главное – его не расплескать. Да, есть таинство между актером и зрителем в театре, когда играешь спектакль. Именно поэтому важно, что ты несешь со сцены, и нужно сделать так, чтобы люди после театра уходили наполненные. Ты – человек, который несет собственную правду. Но не надо забывать, что актеры тоже люди, и это просто профессия. А есть пласт артистов, возомнивших, что они боги. Я их разочарую – мы не боги, у нас просто интересная и хорошая профессия.
Говорят, дети-актеры бывают несчастны: привыкают к публике и потом, как наркотика, ищут общественного одобрения. Испортило ли кино ваше детство?
У меня очень мудрые и демократичные родители, поэтому я плохой пример. Если бы я выбрал другую профессию после четырех лет на сцене, мне было бы тяжело, мне бы не хватало и ораторского искусства, и внимания. У меня такой характер, который требует публичности, так что я бы все равно пошел в гуманитарии. То, что вы говорите, – это пример детей с неудачной карьерой. После того как ты был успешен, имел деньги и поклонников, а потом стал не востребован, ломаются даже взрослые актеры. Но в 40 лет, когда ты переживаешь падение, ты можешь понять, что это всего лишь период, это временно. Дети же воспринимают все остро. У них нет ни понимания временности происходящего, ни ремесла, благодаря которому можно пребывать в актерской профессии, даже лишившись детской харизмы. Отдельный случай, когда родители пихают своих детей в театр или кино, а к 13 годам говорят, что нужно это прекращать и заниматься другим делом («Вот, будешь математиком или физиком»). У маленького человека, конечно, возникнет диссонанс с происходящим.
Как вы закалялись от взлетов и падений в карьере?
Мой отец всегда говорил, что актерская профессия очень зависимая. Сегодня тебе могут сказать «да», а завтра – «нет», и ты никому не нужен. Он подготовил меня к тому, что наша профессия – это американские горки. У кого-то вообще вверх не бывает, а только вниз. Я успел хапнуть и того, и другого. Единственное, что может тебя сберечь как человека – это понимание, что все временно. Главное – это отсутствие иллюзий. Если ты думаешь, что ты гений, тут же появляется Вася Пупкин, моложе, талантливее и гениальнее… Не стройте иллюзий. Во всем. В любви, в работе, в жизни! Когда трезво смотришь на мир и допускаешь ситуации, что все может рухнуть, то будешь к этому всегда готов. И удар будет не таким жестким.
Вы фаталист. И говорили, что главное – найти человека, который будет смотреть с вами в одну сторону. Что это значит для вас?
Это значит, что даже если у твоего партнера появились другие интересы, которые не совпадают с твоими, ты все равно будешь его поддерживать и уважать. Вы можете быть разными, но быть вместе.
Онлайн-эфир «ТВ Центра» и других телеканалов можно смотреть здесь.
Фото: ТВ Центр, START