В понедельник, 13 апреля, в вечернем эфире телеканал «Россия 1» покажет долгожданную премьеру весны – многосерийный фильм «Зулейха открывает глаза».
Сюжет фильма «Зулейха открывает глаза»
Зимой 1930-го у татарской крестьянки Зулейхи убивают мужа, а ее саму вместе с сотнями других переселенцев отправляют по каторжному маршруту в Сибирь. Добираются до места всего тридцать ссыльных. Они брошены в глухой тайге без пищи, крова и теплой одежды. Неграмотные крестьяне и ленинградские интеллигенты, деклассированные элементы и уголовники, мусульмане и христиане, язычники и атеисты, русские, татары, немцы, чуваши – все они отстаивают у тайги и безжалостного государства свое право на жизнь. Зулейха находит в себе силы пройти через все испытания, главное из которых – прощение, и находит свою любовь. Чтобы выжить, нужно любить. Чтобы выжить, нужно простить. Себя, других и даже свою судьбу – страшную. Даже свою родину – жестокую. Даже саму историю, в которой, как и в человеческой жизни, так мало справедливости.
Зулейха, маленькая хрупкая женщина, жила в поселке Юлбаш, тяжело работая и стараясь угодить мужу Муртазе и свекрови Упырихе. Но ее мир рухнул под напором революционных бурь, и Зулейхе пришлось отправиться в сибирскую тайгу.
В ссылке она встретила людей, с которыми никогда бы не столкнулась в обычной жизни. Гениальный и полусумасшедший врач Лейбе, опальный ученый из Петербурга Константин Арнольдович и его элегантная супруга Изабелла, жестокий зэк Горелов и талантливый художник Иконников становятся спутниками Зулейхи на долгие годы и открывают ей жизнь с неизвестной стороны. Присматривает за ссыльными комендант Иван Игнатов, который застрелил во время раскулачивания мужа Зулейхи Муртазу. Герой Гражданской войны Игнатов кровавым путем идет к построению «счастливого государства», но постепенно ответственность за жизни десятков людей заставляет его, так же как и Зулейху, открыть глаза и пересмотреть свои принципы. Среди тех, кто так или иначе изменил жизнь Зулейхи, – и одержимая революцией и поиском любви отчаянная Настасья, и циничный сотрудник ГПУ Зиновий Кузнец.
На долгие годы горстка непохожих друг на друга людей оказывается в глухой чаще за сотни километров от цивилизации. Как в нечеловеческих условиях остаться человеком? «Зулейха открывает глаза» – фильм о людях, которые смогли сохранить достоинство, не только выжить, но и найти настоящую любовь.
Создатели и актеры
Фильм «Зулейха открывает глаза» продолжает традицию телеканала «Россия 1» – создание экранизаций классики и современной литературы. Теперь к наиболее значительным произведениям, переведенным на язык кино, присоединилась книга Гузель Яхиной. Одновременно с премьерой экранизации выходит новое издание романа «Зулейха открывает глаза». В оформлении книги использован постер фильма, созданный на телеканале «Россия 1». В экранизациях телеканала «Россия 1» всегда присутствуют бережное отношение к тексту и тщательное воссоздание атмосферы.
В экранизации романа-бестселлера Гузель Яхиной главные роли исполнили Чулпан Хаматова, Сергей Маковецкий, Роза Хайруллина, Юлия Пересильд, Роман Мадянов, Евгений Морозов, Александр Баширов. Режиссер-постановщик – Егор Анашкин, который также снимал проекты «Кровавая барыня», «Деньги».
Роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» был впервые опубликован в 2015 году и произвел эффект разорвавшейся бомбы. Роман мгновенно стал бестселлером, получил престижные литературные премии: «Большая книга», «Книга года» и «Ясная Поляна». Книга «Зулейха открывает глаза» переведена на 34 языка мира, включая язык Брайля.
Актеры отозвались о литературном первоисточнике с благодарностью и восхищением. Так, Чулпан Хаматова назвала роман «большим событием в русской литературе», а Юлия Пересильд сравнивала стиль книги Яхиной с культовым романом Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Актер Роман Мадянов признался: «Все мы соскучились по хорошим сценариям и хорошей литературе. Как только появляется то, что достойно прочтения и реализации, артисты мгновенно реагируют. И это здорово!»
В основу сюжета романа легла семейная история автора Гузель Яхиной. В 1930 году семью ее бабушки раскулачили и отправили из татарской деревни в Сибирь. Переселенцев высадили в глухой тайге. Сначала они мерзли в землянке, а потом построили поселок Пит-Городок. Бабушка прожила там 16 лет. На ее глазах утонула баржа с запертыми в трюмах переселенцами. В школу ей приходилось бегать в соседний поселок через лес, спасаясь от волков. Она учила математику у ссыльного профессора по им же написанному учебнику. Поселенцы мыли золото в ледяной речной воде. Когда бабушки не стало, Гузель начала писать историю о татарке, отправленной в сибирскую тайгу. «Я хотела донести мысль о том, что даже в очень большом горе может быть спрятано зерно будущего счастья», – подчеркнула Яхина.
Идея перенести роман Гузель Яхиной на телеэкран витала в воздухе с момента его публикации. В 2017 году телеканал «Россия 1» приступил к работе над экранизацией. В фильме зритель услышит закадровый голос. И это не просто абстрактный рассказчик, а герой, который играет в истории Зулейхи важную роль. Кроме того, яркая и подчас шокирующая история любви станет более значительной по сравнению с романом. Выйдет на первый план и образ Настасьи – в фильме это одна из главных ролей.
Главные герои фильма
Зулейха. Главная героиня – татарская крестьянка Зулейха. Она всю жизнь делала только то, что ей предписывало патриархальное замужество, пока в ее жизнь не вторглась революция, да еще так жестоко. Ее мужа Муртазу убивают, а Зулейху объявляют кулачкой и вместе с другими «врагами» отправляют в ссылку. Парадоксальным образом ссылка, отняв в качестве платы всю ее прежнюю жизнь, открывает Зулейхе возможности для внутренних изменений. Зависимая, безропотная женщина находит в себе огромную силу, свободу и познает любовь.
«Должна была быть любовная сцена между Зулейхой и Игнатовым. Я попросила написать какой-то текст, диалог. А Гузель прислала сцену в абсолютно режиссерском решении, но никакого текста там не было. Вся эта чувственность должна быть лишена слов, должно быть только дыхание. Я не знаю, как это будет с художественной точки зрения выразительно. Я пришла к режиссеру. Это был мой главный документ – текст Гузель. Это было убедительно и понятно, что кинематографически это намного больше выражает, чем слова. И таких вещей было много. Сложностей было много. Я понимала, что я барахтаюсь, но у меня было счастье права доступа к автору – попросить о помощи».
Игнатов. Иван Игнатов – герой Гражданской войны, красноармеец, одержимый идеей светлого будущего. Женщины любят его, а он – революцию. Для Игнатова, как и для Зулейхи, приказ свыше – закон, но он не палач, а воин. На словах Игнатов – жесткий, безжалостный исполнитель закона, но на деле спасает жизни тех, от кого отказалась страна. Начиная свой путь как преданный солдат революционного движения, Игнатов со временем видит, что его идеалы рушатся, как мифы Зулейхи. Возможно, потеря иллюзий откроет ему новые двери.
Настасья. Полная противоположность Зулейхи – отчаянная, лихая, дерзкая. Боец ОГПУ, пламенный борец за революцию. Воплощая заветы партии, она не гнушается действовать даже самыми жестокими средствами. В книге Настасье отведена роль второго плана, а в фильме ее образ – один из главных. В прошлом Настасья пережила предательство и решила жить так, чтобы никто не мог заставить ее страдать снова. Она стала сторонницей «свободной любви», но встреча с Игнатовым перевернула всю ее жизнь.
Исполнительница роли Юлия Пересильд призналась, что поначалу ей было сложно вжиться в роль, так как ей ближе противоположная точка зрения: «Это просто дикость, когда такими путями пытаются построить лучшую жизнь. Я не верю в то, что через убийства и кровопролитие можно прийти к миру, любви и счастью».
Доктор Лейбе. Полубезумец-полугений Вольф Карлович Лейбе – в прошлом светило медицины, творящий настоящие чудеса. Но революция становится таким потрясением для героя, что он перестает адекватно воспринимать реальность. По определению Гузель Яхиной, он прячется «в яйце», которое полностью отгораживает мир его фантазий от реальной жизни. Но, оказавшись в ссылке, профессор, как ни странно, начинает прорываться обратно в реальность, чувствуя, что без его навыков врача люди обречены на гибель.
Сергей Маковецкий рассказал, что долгое время искал ключ к душе своего героя: «Мне было важно понять, что это за "яйцо", потому что он не чокнутый человек, он видит и слышит, на расстоянии может поставить абсолютно правильный диагноз. Но какие-то вещи его психика просто отталкивает. Знакомые врачи-психиатры сказали мне, что это состояния называется дереализацией».
Зиновий Кузнец. Старший сотрудник особых поручений Красноярского отдела ГПУ Зиновий Кузнец, кажется, вовсе лишен какой-либо эмпатии и сострадания. Кузнец, как руководитель Игнатова, отвечает за переселение людей в тайгу и проявляет себя как человек, начисто потерявший душу. Исполнитель роли Роман Мадянов признался, что «кайфовал» от каждого съемочного дня в таком ярком коллективе. Но и ему не удалось избежать испытаний на прочность. «Нам предстояли купальные сцены, и я не раз говорил в процессе съемок: "Пока +27, может, снимем?" Но все откладывалось на потом, и мы, конечно, дождались погоды в +4 с дождем и ветром и тогда взялись за банные сцены! Но зато будет что вспомнить: бегаем в трусах по берегу водохранилища, сносит ветер, холод собачий, у артистов губы, как куриные гузки, синие, разговаривать не можем… Задорно и весело!» – смеется Мадянов.
Интересные детали создания
Художники по реквизиту провели не менее масштабную работу в создании уникального мира романа Яхиной. Объем реквизита был так велик, что его перевозили на нескольких больших машинах. Вещи переселенцев искали на барахолках и блошиных рынках. Среди них самыми дорогостоящими были личные вещи ссыльной аристократии: пудреницы, очки, украшения; одно только карманное зеркальце из бронзы обошлось в четыре тысячи рублей. Отдельная гордость художников по реквизиту – старинное боевое оружие. В кадре присутствуют винтовки 1885 года выпуска, охолощенные специально для фильма.
А самым дорогим реквизитом оказались животные. Дрессированный медведь из Москвы уже не в первый раз работал в кадре – он снимался в сериале «Кровавая барыня» и, вероятно, так впечатлил режиссера Егора Анашкина, что на новый проект его пригласили снова. Также из Москвы в Татарстан приезжал волк, отыгравший драматичный эпизод в сериале. Гужевых лошадей для сцены переселения арендовали в Казани, а верховых привезли из Москвы. На них актеры оттачивали навыки верховой езды.
Сериал «Зулейха открывает глаза» был снят за 67 смен. География съемок растянулась от Москвы на восток до Урала и достигла полярного круга на севере: Архангельск, Исаково, Казань, Кукмор, Лаишево, Пермь, Чистополь, Щербинка, Москва, Ярославль. Было решено отказаться от комфортной павильонной съемки, чтобы максимально приблизиться к правде жизни. Киногород построили с нуля – город был создан в Лаишевском районе Татарстана, на берегу Камы. Власти Татарстана планируют превратить поселок в арт-объект. Роль реки Ангары была отдана как раз Каме. Добираться на Ангару было проблематично для процесса кинопроизводства, слишком далеко и неудобно. Важно было найти более доступную локацию, но не потерять красоту. В кадре должны были соединиться белые скалы, обрывистый берег реки и суровый хвойный лес.
Не пропустите премьеру многосерийного фильма «Зулейха открывает глаза» с 13 апреля, с понедельника по четверг в 21:00 на телеканале «Россия 1».
Фото: кинокомпания Русское, телеканал Россия 1