Телеканал «Россия 1» совсем скоро покажет сериал «Зулейха открывает глаза». Это история сильной духом маленькой женщины, которая сумела выжить и сохранить любовь к жизни. Она смогла пройти через все испытания сурового времени, научилась прощать – себя, своих друзей и врагов. Миллионы людей по всей стране с волнением ждут экранизации романа, суть которого автор определяет так: «Даже в очень большом горе может быть спрятано зерно будущего счастья».
Благотворительный показ и премьеру восьмисерийного фильма «Зулейха открывает глаза» пришлось отменить из соображений эпидемиологической безопасности. Сборы от благотворительного показа мелодрамы предназначались для маленьких подопечных фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой и Дины Корзун. Вместо этого в режиме онлайн прошла пресс-конференция, в которой приняли участие представители телеканала «Россия 1», писатель Гузель Яхина, режиссер Егор Анашкин, актеры Юлия Пересильд, Сергей Маковецкий и Евгений Морозов. Присоединилась посредством видеосвязи и исполнительница главной роли Чулпан Хаматова, которая самоизолировалась вместе с членами семьи.
Действие сериала начинается зимой 1930 года. У татарской крестьянки Зулейхи убивают мужа, а ее саму раскулачивают и отправляют по каторжному маршруту в Сибирь. Тридцать ссыльных оказываются брошенными в глухой тайге без пищи, крова и теплой одежды. Неграмотные крестьяне и ленинградские интеллигенты, «деклассированные элементы» и уголовники, мусульмане и христиане, язычники и атеисты, русские, татары, немцы, чуваши – все они отстаивают у суровой природы и безжалостного государства свое право на жизнь. Зулейха находит в себе силы пройти через все испытания, главные из которых – испытания любовью и прощением. Чтобы выжить – нужно любить. Даже если это любовь к злейшему врагу. Чтобы выжить – нужно простить. Себя, других, свою судьбу – страшную, свою родину – жестокую.
«В какой-то момент жизнь, которая идет вперед, совершенно стерла мои детские воспоминания. Но когда я читала эту книгу, особенно первую ее часть с бытовыми названиями всех кувшинов, покрывал, я поняла, что все это просыпается во мне, что это и есть моя корневая самоидентификация. Это было невероятно важно для меня. Дальше, когда я уже стала работать над ролью, я много читала. Были споры, обвинения, достаточно грубые и нечестные. Но все встало на свои места, когда я прочитала книгу, которую написал мой дядя про нашу семью. Там было несколько родовых ответвлений, и у нас тоже были раскулаченные, причем одну из моих теть тоже звали Зулейха, и я проследила ее путь и сразу успокоилась. На коллективизацию нет общего системного взгляда и не может быть, поэтому я сразу перестала обращать внимание на эти придирки. Для меня это всегда была страшнейшая страница нашей истории. Сначала был сильный внутренний спор, касавшийся развития героини: от послушной, бессловесной жены на протяжении сериала она превращается в самостоятельную, очень мудрую женщину. Начало, эта полудетская природа, не давалось мне совершенно. Хотя и недетская, ведь она потеряла четырех дочерей. Одна из ключевых идей: ты выживешь, только если будешь помогать другим. Для меня это история про людей, которые думали друг о друге и помогали друг другу всячески».
Роман Гузель Яхиной сначала был учебным сценарием, и уже тогда, придумывая для учебного задания потенциальный актерский состав, она видела в главной роли только Чулпан Хаматову. Впоследствии сценарий превратился в книгу «Зулейха открывает глаза», ставшую бестселлером и переведенную на 20 языков. Роман уже ставили на театральной сцене.
«Мне было очень важно, чтобы в фильме прозвучал голос большой истории. Это история не только одной женщины, но и остальных раскулаченных. Документов, на которые я опиралась, было много. Это и научные труды, и протоколы, и мемуары многих раскулаченных. А пружинкой вдохновения стали рассказы моей бабушки. Действительно, раскулачивание стало частью моей семейной истории. Правда, когда моя бабушка прошла через это, она была еще ребенком. В семилетнем возрасте отправилась в Сибирь, а вернулась, когда ей было 23. Эти годы она провела на берегу Ангары так, как это показано в фильме. Я спокойна за историческую часть романа. Он был вычитан историками, и я получила одобрение. Мне хотелось, чтобы роман был не учебником истории, а художественным произведением, и в нем очень много правды. Например, эпизод, где для утоления голода делали "солянку" из соли с кипятком, он как раз из мемуаров. Эпизод, где людей везут в Сибирь, потом разворачивают, потом снова разворачивают и все-таки везут, тоже из мемуаров. Мне кажется, это одна из ее (Чулпан) лучших ролей. Метаморфоза просто поразительная. В первой и последней серии – две разные женщины. В первой она произносит всего одно слово, в последней говорит много, и не только за себя».
По словам создателей, итоговый бюджет ленты существенно превышает традиционные для таких сериалов суммы, поскольку в него пришлось заложить строительство гигантских декораций спецпоселения Семрук, в котором разворачивается действие. Найти подходящую деревню среди уже существующих не удалось из-за внешних исторических несоответствий. Снимать сибирские пейзажи и Каму в роли Ангары было решено в Татарстане.
Показали на пресс-конференции и мощные анимационные титры сериала, которые сами по себе являются художественным произведением. Над ними трудились петербургские мультипликаторы.
Сергей Маковецкий, исполнитель роли доктора Лейбе, признался, что сначала хотел сыграть «очередного мерзавца», а не профессора, но режиссер Егор Анашкин («Кровавая барыня», «Деньги», «Нелюбимый») переубедил его. Герой Маковецкого не был раскулачен, его просто сослали, «потому что не знали, что с ним делать». И Лейбе принял ссылку просто, с терпением, без эмоций и крика, что и постарался передать актер. Впоследствии Лейбе сыграет заметную роль в судьбе главной героини.
Продюсер картины Антон Златопольский пока не раскрыл точной даты премьеры восьмисерийной ленты «Зулейха открывает глаза», однако пообещал, что канал «Россия 1» покажет сериал совсем скоро, уже этой весной.