«В доме» впервые покажут на канале Семейное HD
На телеканале Семейное HD 19 июня состоится премьера картины Франсуа Озона «В доме», вышедшая на большие экраны в 2012 году.
Фильм «В доме» имеет шесть номинаций на премию «Сезар»
Фильм был снят по пьесе «Ученик с последней парты», но скандальный французский режиссёр максимально упростил название, сделав его эклектичным и не разбирающимся на уровни. Видимо, чтобы все силы направить на создание своей отнюдь не простой, но такой затягивающей истории.
Мсье Жермен (ФабрисЛукини), раздраженный, как и все учителя, преподаватель французского, костерит своих подопечных, пока вдруг не натыкается в стопке сочинений на что-то необычное. На листочке убористым почерком написан рассказ о минувших выходных 16-летнего Клода – рассказ вуайериста, наконец, попавшего в желанный дом своего одноклассника.
Жермен, покорившись слогом, начинает давать ценные литературные советы своему ученику, а тот, найдя в лице Жермена заодно и читателя, пишет роман. Но в его методе есть один нюанс – Клод черпает материал из жизни. А значит, чтобы роман был захватывающим, ему нужно наворотить в доме, о котором он повествует, немало дел.
В фильме Озон обращается к теме, которую раньше разрабатывал лишь однажды, — к теме творца, а точнее творчества писателя, к попытке осмысления и раскрытия таинства литературного процесса. Здесь, как и в снятом в 2003 году «Бассейне», реальное сливается с ирреальным, действительное с воображаемым, мир окружающий с миром созданным творческим порывом, и опять автор не может (или не хочет?) провести грань между собой и своими героями, становясь одним из них. Сначала он подглядывает за образами в замочную скважину (как в прямом, так и в метафорическом смысле), а затем его самого затягивает в эту скважину. Ведь художник, лишь посмотрев на образ, способен его осмыслить, а осмысленный художественный образ — это уже произведение, с которым непросто расстаться.
«В доме» кажется фильмом, который в свои слои объединил в себе всё, о чём Озон то и дело говорил раньше
16-летний Клод, сыгранный Эрнстом Умоером, воплотившим в себе образ Писателя, то и дело появляется будто бы из ниоткуда – с горящими тёмными глазами, неся за собой в «абсолютно нормальную семью» хаос и иронию. Иронизируя над деталями быта среднестатистических французов, на которых своим всё подмечающим взглядом смотрит мальчик из неблагополучной, по стандартным меркам, семьи.
У него нет красивого дома и усатого богатыря-отца, но его острый ум ставит его на ступень выше, а талант так вообще переносит в другую плоскость. Но так как талант – вещь спорная, острый ум – тем более, Озон иронизирует над псевдо-талантом и над псевдо-художниками – жена Жермена Кристин (Скотт Томас), владелица галереи современного искусства (которую школьник называет секс-шопом, а устами младенца, как известно, глаголет истина) упорно старается продавать всё то, что никак не продать, если не назвать красивым словом «искусство».
В итоге «В доме» кажется фильмом, который в свои слои объединил в себе всё, о чём Озон то и дело говорил раньше – от острой сатиры до абстрактного взгляда на искусство, но, несмотря на это, его история получилась не то, чтобы не тяжеловесной, а заманивающей в себе зрителя с головой. Кажется, длился бы он чуть дольше, и сомнений бы не осталось: нас всех, зрителей, тоже придумал для своего романа талантливый и неуловимо порочный Клод.