Кто и как вершит судьбу фильмов: всё, что нужно знать о кинорейтингах
Каждый из нас слышал про различные кинорейтинги – главным образом, конечно, IMDb, но и другие списки «лучших из лучших» по версии тех или иных авторитетных журналов и ассоциаций. Зачастую как раз они становятся лучшим источником идей, когда встает вопрос, что бы такого посмотреть сегодня вечером, ну а гениальность кинолент, занимающих первые строчки, вроде того же «Побега из Шоушенка» или «Списка Шиндлера», пожалуй, ни у кого не вызывает сомнения. Но как составляются эти рейтинги, кто вершит судьбы фильмов, почему интересные, талантливые и оригинальные, казалось бы, картины не попадают в эти списки и правда ли, что только у творений голливудских режиссеров есть шанс попасть туда? Итак, обо всем по порядку.
Аббревиатура IMDb расшифровывается как Internet Movie Database – «интернет-база кинофильмов». Это не какое-то умудренное опытом сообщество кинокритиков, а просто крупнейший в мире портал о кинематографе. В его базе более 2,5 млн фильмов разных лет и стран, а также информация о сериалах, актерах, режиссерах. Вот этот сайт: imdb.com. Голосуют здесь не профессиональные кинокритики, а мы с вами – обыкновенные зрители, которым есть что сказать о том или ином фильме. Правда, для этого необходимо залогиниться через одну из международных социальных сетей – например, через Facebook, Google или же Amazon, которому в настоящее время и принадлежит ресурс.
Голосовать за один фильм можно только единожды – это чтобы друзья малоизвестного кинорежиссера не накручивали рейтинг. По мере увеличения количества оценок и вычисляется средний рейтинг фильма – причем делается это по сложной формуле, где учитывается и средняя оценка для фильма, и количество проголосовавших, и минимальное количество голосов, необходимых для выставления балла. При этом, опять же, чтобы отсечь рьяных друзей малоизвестного режиссера, создатели портала учитывают только голоса тех, кто регулярно оценивает киноленты.
Вопреки распространенному мнению далеко не все фильмы в рейтинге – американского производства, и если вы изучите список из 250 лучших картин, вы убедитесь в этом. Здесь много европейского кино, значительное количество японских, австралийских картин, даже пара советских. Да-да, настоящее искусство времени неподвластно, а потому в рейтинге соседствуют культовые фильмы 30-х – 40-х годов и современные блокбастеры, сравнительно недавно вышедшие в прокат. Последних, впрочем, действительно меньше, потому что хорошее кино – это ведь как хорошее вино: со временем становится только лучше, и должно, что называется, «выстояться». Пожалуй, в этом списке есть фильмы из каждого десятилетия.
По части разнообразных кинорейтингов впереди планеты всей Америка. Оно и понятно: все-таки в этой стране самая мощная индустрия кино, в которую вкладываются невероятные деньги. Есть, впрочем, и некоммерческие организации – например, Американский институт киноискусства. (
А вот Американская киноассоциация (mpaa.org) имеет, скорее, социальную направленность и рейтинги свои публикует исходя из ограничений для аудитории – чаще всего возрастных. В настоящее время любому из выходящих в прокат американских фильмов присваивается определенная категория. Например, G – General audiences – означает, что фильм демонстрируется для зрителей всех возрастов и не содержит ничего неприемлемого, а NC-17 предупреждает, что детей до 18 лет лучше не допускать к просмотру. Для составления этого рейтинга создана особая комиссия, каждый из членов которой голосует. Режиссер, если не согласен с вердиктом, подает апелляцию, и тогда созывают повторную комиссию с большим количеством участников. Все обсуждается повторно, но решение этой комиссии уже не подлежит обсуждению – разве что режиссер может перемонтировать или вырезать «проблемные» сцены.
На отечественном ресурсе Кинопоиск (kinopoisk.ru) – система практически та же, что и на IMDb, только ориентирован сайт в большей степени на отечественное кино. Рейтинг формируется исходя из оценки большинства голосующих, но чем больше человек обозначил свое мнение насчет фильма, тем объективнее эта отметка. Обыкновенно у лент, которые хорошо раскручивались, но на деле не являются настолько уж выдающимися, в первые дни после проката рейтинг завышен, а потом всегда опускается. Бывает и наоборот: рейтинг объективно вырастает после того, как зрители «распробуют» кино. Впрочем, предсказать динамику практически невозможно. «Всплески» голосований могут быть связаны с какими-то датами, событиями в жизни главных актеров, трансляциями фильма по ТВ – да мало ли чем можно подогреть интерес к уже довольно старым кинолентам!
Конечно, любой кинорейтинг достаточно субъективен, но ведь никаких откровенно третьесортных лент, снискавших, тем не менее, популярность, в подобных списках обычно нет. Чаще всего получается подборка – иногда интерактивная – по-настоящему качественного кино. Все-таки большая часть голосующих – не вредные невежды, а люди, которые знают толк в хороших фильмах и любят их. Пожалуй, такой компании можно доверять свой досуг на вечер.