Десятка самых больших разочарований «Оскара»
Самую престижную награду – «Оскар» – вручат 28 февраля. Тогда же мы узнаем лауреатов главной кинематографической премии – 2016. Но уже задолго до этого дня начались бурные обсуждения: одни гадают, получит ли наконец свою долгожданную золотую статуэтку Леонардо Ди Каприо, других же возмутило отсутствие драмы «Кэрол» в номинации «Лучший фильм» и что уже точно Тодду Хэйнсу не вручат «Оскара» за режиссуру. Редакция Tricolor TV Magazine вспомнила десять самых странных решений киноакадемиков за все время существования премии...
РОБЕРТ ДОНАТ
«Оскар» в категории «Лучшая мужская роль» за 1939 год
Первый раз в избытке оказались неоправданными ожидания публики в далеком 1940-м. В номинации «Лучший актер» за 1939 год фанаты и критики прочили «Оскар» двум мастерам: Кларку Гейблу за роль в «Унесенных ветром» и Джеймсу Стюарту за работу в фильме «Мистер Смит едет в Вашингтон». Однако киноакадемики решили иначе, проголосовав за британского актера Роберта Доната, в то время еще мало известного широкой публике. Специалисты высоко оценили сыгранного им старого учителя в фильме «До свидания, мистер Чипс». Впрочем, до сих пор бытует мнение, что на следующий год, когда Джеймс Стюарт все же получил свой «Оскар» за менее выразительную роль в комедии «Филадельфийская история», – то было своего рода извинение от Академии, что ему не присудили награду годом ранее за «Мистера Смита».
«КАК ЗЕЛЕНА БЫЛА МОЯ ДОЛИНА»
«Оскар» в категории «Лучший фильм» за 1941 год
Перед XIV церемонией вручения кинопремии «Оскар» в 1942 году все только и говорили о новаторе Орсоне Уэллсе. Фильмы этого американского режиссера, актера, сценариста с самого начала его творческой карьеры отличались особой изобретательностью в технических решениях. А в 25 лет он создал шедевр киноискусства – картину «Гражданин Кейн», которая до сих пор возглавляет список из ста лучших фильмов всех времен и народов. Но это сейчас. А тогда главная награда – за лучший фильм 1941 года – ушла мастеру вестернов Джону Форду и его драме «Как зелена была моя долина». Единственный «Оскар» Уэллс смог взять лишь за сценарий. Зато публика в зале горячо поддерживала Орсона, всякий раз освистывая имена победителей в тех номинациях, где также был представлен молодой киногений.
ГРЕЙС КЕЛЛИ
«Оскар» в категории «Лучшая женская роль» за 1954 год
«На что способна женщина, чтобы спасти мужчину, которого любит» – сразу два фильма с похожей идеей в 1956 году были номинированы на «Оскар». Это «Деревенская девушка» с Грейс Келли и «Звезда родилась» с Джуди Гарленд. Обе актрисы сыграли преданных жен своих мужей – закатившихся звезд-алкоголиков. На тот момент Келли была не так известна, а позднее вовсе покинула актерское поприще, выйдя замуж за князя Монако. Напротив, звезда Джуди Гарленд в то время уже сияла настолько ярко, что в 1956-м все – от киноаналитиков до простых зрителей – заранее отдали «Оскар» за лучшую роль именно Гарленд. Причем в день церемонии вручения почетного приза журналисты, тоже будучи уверенными в победе мамы будущей легенды Лайзы Миннелли, отправились к актрисе в больничную палату, где она восстанавливалась после родов. Они хотели взять у нее интервью в прямом эфире сразу же после объявления ее лауреатом. Но к огромному удивлению всех награду получила Келли. Говорят, при голосовании от заветного «Оскара» выдающуюся артистку отделили всего шесть голосов киноакадемиков.
БОБ ФОСС
«Оскар» в категории «Лучший режиссер» за 1973 год
«Крестный отец» – один из самых влиятельных фильмов в истории кинематографа. Крайне положительные отзывы гангстерская драма режиссера Фрэнсиса Форда Копполы получила и в год выхода – в 1972-м, поэтому все без исключения киноведы и простые зрители были уверены: картина молодого постановщика произведет фурор на вручении национальной кинопремии «Оскар». Но в итоге «Крестный отец» в 1974 году из 11 номинаций стал лауреатом лишь в трех из них. Более того, престижная награда за режиссуру, о которой так мечтал сам Коппола, считая ее признанием таланта постановщика, неожиданным образом ушла Бобу Фоссу за фильм «Кабаре». Правда, через два года Коппола, получив-таки «Оскар» в этой номинации, не без обиды произнес: «Я почти выиграл статуэтку пару лет назад за такой же фильм».
«ОГНЕННЫЕ КОЛЕСНИЦЫ»
«Оскар» в категории «Лучший фильм» за 1981 год
Еще одно из самых обсуждаемых решений американских киноакадемиков. На LIV церемонии вручения «Оскара» в 1982 году звание лучшего фильма получила совсем не та картина, о которой в тот год не говорил, наверное, только ленивый. Британская лента «Огненные колесницы» опередила байопик «Красные» о коммунисте Джоне Риде – единственном американце, похороненном у стен Кремля в Москве. Большинство киноведов тогда сходилось во мнении, что победа в главной номинации «Оскара» у грандиозной работы Уоррена Битти уже в кармане, однако жюри американской премии рассудило иначе, говорят, по политическим соображениям.
МАРИСА ТОМЕЙ
«Оскар» в категории «Лучшая женская роль второго плана» за 1992 год
«Это один из немногих случаев в истории Киноакадемии, когда пять зарубежных актрис претендуют на одну награду – четыре британки и одна из Бруклина», – пошутил ведущий LXV церемонии «Оскара» Джек Пэланс, вскрывая конверт с именем победительницы в номинации «Лучшая актриса второго плана». Каково же было удивление всех присутствующих в зале, когда Пэланс для вручения бесценной фигурки золотого рыцаря пригласил на сцену Марису, ту, что была из Бруклина. «Оскар» ей принесла роль в успешной комедии «Мой кузен Винни», и это несмотря на то, что вместе с ней в числе номинантов значились уже на тот момент настоящие тяжеловесы Голливуда: Ванесса Редгрейв и Джуди Дэвис. И обе актрисы, что примечательно, претендовали на престижную награду за сыгранные ими драматические роли. Впрочем, по сей день в ходу версия, что Пэленс объявил лауреатом Томей… по ошибке, хотя национальная киноакадемия не раз опровергала эти слухи.
ДЖЕК НИКОЛСОН
«Оскар» в категории «Лучшая мужская роль» за 1997 год
Для Леонардо Ди Каприо это могла быть вторая номинация на «Оскар» – за драму «Титаник». Тогда, в 1997 году, история о крушении легендарного лайнера, воплощенная на большом экране режиссером Джеймсом Кэмероном, оказалась не только главным культурным событием года, но и стала самым кассовым фильмом за всю историю кинематографа (сейчас-то мы знаем, что картина удерживала этот титул 12 лет – пока не была побита «Аватаром» того же Кэмерона). «Титаник» также должен был стать триумфатором «Оскара-1998», учитывая 14 номинаций (фильм в итоге взял 11 из них). Однако предстоящее триумфальное оскаровское шествие было подпорчено одним весьма странным, на взгляд киноведов, журналистов и фанатов, решением жюри кинопремии: актер, чей герой разбил миллионы женских сердец по всей планете, вовсе пролетел мимо «Оскара». Ди Каприо даже не попал в номинацию «Лучшая мужская роль». Ну а чем все это закончилось, известно: в знак протеста более 200 поклонников актера обратились в Академию с претензиями, а сам Ди Каприо наотрез отказался посещать церемонию. Впрочем, в убытке он все же не остался. Именно роль в «Титанике» принесла ему всемирную славу и возможность существенно поднять себе зарплату в будущих фильмах. Ну а «Оскар» взял Джек Николсон за сыгранного им вспыльчивого писателя, страдающего обсессивно-компульсивным расстройством, в романтической комедии Джеймса Брукса «Лучше не бывает».
«ВЛЮБЛЕННЫЙ ШЕКСПИР»
«Оскар» в категории «Лучший фильм» за 1999 год
Стивен Спилберг спустя лишь два десятилетия с начала творческой карьеры смог выиграть «Оскар». То была драма «Список Шиндлера» в 1994 году, признанная киноакадемиками лучшей в двух главных номинациях, – «Фильм года» и «Режиссер года». Более того, Спилберг мог бы повторить двойной успех уже буквально через пять лет со своим шедевром «Спасти рядового Райана». Однако в 1999 году звание лучшего фильма досталось «Влюбленному Шекспиру». Многие кинокритики тогда полагали, что картина «Спасти рядового Райана» вполне могла получить «Оскар» за лучший фильм, если бы не другая военная история «Тонкая красная линия», оттянувшая на себя часть голосов жюри премии. Таким образом в выигрыше оказался «Влюбленный Шекспир». Правда, за режиссуру справедливо был вознагражден маэстро Спилберг.
ЭДРИЕН БРОУДИ
«Оскар» в категории «Лучшая мужская роль» за 2002 год
Все восхищались Эдриеном Броуди, сыгравшим композитора Владислава Шпильмана в драме Романа Полански «Пианист», но почти никто не думал, что именно он уйдет с «Оскаром». Тем не менее актер получил награду, обойдя на финише совсем не мальчиков для битья. На звание лучшего актера года в 2003 году претендовали также Николас Кейдж («Адаптация»), Майкл Кейн («Тихий американец»), Джек Николсон («О Шмидте») и сэр Дэниел Дэй-Льюис («Банды Нью-Йорка»), который, кстати, и считался вероятным победителем, сыграв мясника Билла в фильме Мартина Скорсезе. Однако золотая статуэтка оказалась на полке 29-летнего Броуди, тем самым счастливый Эдриен стал самым молодым победителем в номинации «Лучшая мужская роль» в истории Академии – рекорд все еще держится.
«СТОЛКНОВЕНИЕ»
«Оскар» в категории «Лучший фильм» за 2005 год
Дебютная работа Пола Хаггиса «Столкновение» с Сандрой Буллок и Мэттом Дилланом в главных ролях была названа многими критиками худшим «Лучшим фильмом», победившим на «Оскаре» за всю историю существования премии. Картина о 36 часах из жизни нескольких жителей Лос-Анджелеса, она же о расовых проблемах, нетерпимости и одиночестве, достаточно неожиданно обошла в конкурсе «Оскара» за лучший фильм считавшуюся фаворитом ленту «Горбатая гора». На нее ставили все критики без исключения. В итоге нашумевшая драма в 2006 году взяла тогда лишь три «Оскара» из восьми – за лучший адаптированный сценарий и музыку; также киноакадемики не обидели и постановщика Энга Ли. Его режиссура фильма «Горбатая гора» была признана лучшей. Впрочем, «Оскар», как шептались в кулуарах церемонии, талантливому тайванцу должны были дать еще пять лет до того – за «Крадущегося тигра».