Пятерка лучших фильмов о хоккее
Хоккей – одна из самых зрелищных, ярких и захватывающих игр, за которой следят миллионы болельщиков по всему свету. А советские и следом российские поклонники к тому же знают с детства – трус в хоккей не играет, в хоккей играют настоящие мужчины. Однако, несмотря на невероятные скорости, космические по красоте атаки, настоящие ледовые побоища и фантастические сейвы вратарей, этот вид спорта несправедливо остается в тени кинокамер. Впрочем, нередко сами хоккейные поединки достойны звания киношедевра, а игроки – великих мастеров. Tricolor TV Magazine в преддверии старта в России чемпионата мира по хоккею подготовил подборку выдающихся фильмов о ледовых баталиях.
МОРИС РИШАР
124 мин
2005, Канада
режиссер Шарль Бинаме
сценарий Кен Скотт
в главных ролях Рой Дюпюи, Стивен МакХэтти, Жюли ЛеБретон
Первый в списке – канадский байопик «Морис Ришар». Фильм-биография о становлении выдающегося хоккеиста середины 20-го века – франкоговорящего канадца Мориса Ришара. Эта атмосферная и аутентичная кинолента соткана из гениальной работы всей съемочной команды: от режиссера, сценариста, оператора, декоратора, гримера и костюмера до исполнителей главных героев и актеров массовых сцен. Роль «Ракеты», как называли хоккеиста на его родине в Квебеке, искусно и утончено исполнил канадский актер Рой Дюпюи. Кроме внешнего сходства Дюпюи ухватил главное – глубину характера и бескомпромиссную мощь кумира канадцев. Великолепный мастер сценарного дела Кен Скотт не взял какую-то одну раскрученную историю; не стал говорить о победах в Кубке Стэнли. Он методично отобрал для картины все наиважнейшие моменты и отдельные детали жизни Мориса Ришара, сформировавшие его, – любовь, верность, лишения, безденежье, несправедливость и вопреки всему самоотверженность и преданность игре. Одним словом, все то, что раскрывает суть Ришара и уникальность его таланта. А сериальный ремесленник Шарль Бинаме в этот раз добился режиссерского чуда – он с невероятно выверенной точностью воссоздал «нуаровскую» Канаду 50-х годов. Ощущение, что смотришь не игровое кино, а кадры из документальной кинохроники. И при этом, наблюдая высочайший уровень постановки матчей, понимаешь – кроме самого Ришара есть еще один главный герой в этом фильме – хоккей.
ВАЛЕРИЙ ХАРЛАМОВ. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ
88 мин
2007, Россия
режиссер Юрий Королев (Стааль)
сценарий Ростислав Кривицкий и Владимир Неклюдов
в главных ролях Алексей Чадов, Ольга Красько, Владимир Стержаков
Это история о легендарном советском хоккеисте Валерии Харламове. Но кинолента не про хоккей, вернее, не только о нем. «Дополнительное время» – фильм-притча, некое иносказание. Жизнь – длиною в один день, и одна поездка – длиною в жизнь. Спидометр как стрелки часов на трибунах – отмеряет минуты, остановки в пути как воспоминания – редки, но бесценны. Поступки как воздух – ими наполняют сердца. Сюжет фильма – Слово, но здесь оно как Предчувствие. Фильм лишен патетики и нарочитой помпезности, он камерный и уютный. Его хочется смотреть, потому что экранная жизнь не кажется таковой. Она – близко, она – совсем рядом, словно часть твоей, потому так особенно волнительно и смятенно. Авторы сумели выразить просто – главное: у всех великих людей есть своя обычная жизнь со своими печалями и заботами. Такая жизнь выдающегося спортсмена Валерия Харламова – закрытая от посторонних глаз, а порой и близких людей, с тревогами и сомнениями, показана в этой картине. С безмерным уважением и трепетным отношением авторов. Фильм удивительно атмосферный – скромный бюджет фильма оказался кстати. Без лишних эффектов и новомодных киношных хитростей кадр за кадром «Дополнительного времени» создавался именно операторами, декораторами и костюмерами. Фильм «Валерий Харламов. Дополнительное время» достоин того, чтобы быть увиденным. А сравнивать его с «Легендой №17» – занятие абсолютно бессмысленное.
ЛЕГЕНДА №17
134 мин
2012, Россия
режиссер Николай Лебедев
сценарий Михаил Местецкий, Николай Куликов, Николай Лебедев
в главных ролях Олег Меньшиков, Данила Козловский
Об этом фильме, кажется, сказано так много, что если сказать о нем еще что-нибудь, то наверняка рано или поздно озадачишься, мол, где-то я уже это слышал. Но не сказать о нем тоже было бы неправильно. «Легенда №17» – история о первом матче хоккейной Суперсерии СССР – Канада в 1972 году. Вернее, о подготовке к этому эпохальному сражению, которое впоследствии перевернет хоккейный мир, расставив совершено другие акценты. Когда говорят, что фильм «Легенда №17» – о Валерии Харламове, думается, это немного лукавство. Потому как роль легендарного тренера Анатолия Тарасова просто невозможно вписать лишь в один эпизод (впрочем, как и задать рамки для гениального Олега Меньшикова). Поэтому столь очевидно, что становление совсем молодого номера 17 в легенду – нереально без помощи настоящего полководца нашего хоккея (и нашего кино). «Легенда №17» – это спортивный «пеплум»: здесь тебе и масштабность батальных сцен, и панорамных съемок, тут же, хоть и небольшие, но расхождения с историй в угоду зрелищности. Стоит ли оно того, решать каждому зрителю отдельно. Что же до советской действительности, то показана она с модным сейчас «фасоном». Оттого, когда смотришь на экран, восхищаешься качеством отснятого материала, но духа времени не ощущаешь.
ТАЙНА АЛЯСКИ
119 мин
1999, Канада-США
режиссер Джей Роуч
сценарий Дэвид Э. Келли, Шон О'Бирн
в главных ролях Рассел Кроу, Хэнк Азария, Мэри МакКормак
Однозначно один из лучших фильмов о хоккее. Когда хоккей – это больше, чем игра и не меньше, чем жизнь. В центре внимания – маленький городок Мистери, что на Аляске. Здесь холод леденит душу, до ближайшего поселка – километры белесых гор и синий лес до небес, а вместо улиц – ледяные дорожки и гоняющие по ним люди в бакалейную лавку на коньках. Тоска здесь легко может отравить жизнь любому из тех нескольких сотен жителей Мистери. Но этого не случится, пока есть такая игра – хоккей. И пусть они по утрам спешат на работу шерифом, продавцом, мэром или бегут на урок в местную школу, а после целуются в снегоуборочной машине – вечером все одно: они надевают коньки, готовят клюшки и расчищают снег – чтобы играть. Потому что, черт побери, секс и хоккей – самое лучшее средство, чтобы не замерзнуть и не сойти с ума. Этим ребятам во главе с Расселом Кроу выпал шанс сыграть с самой командой НХЛ. И тут бы предсказуемо дождаться хэппи-енда в духе американской метафоричности. Но нет. Разгадку нам дает восхитительный Джэй Роуч, а банальность не в его стиле.
ХОККЕИСТЫ
100 мин
1965, СССР
режиссер Рафаил Гордин
сценарий Юрий Трифонов
в главных ролях Николай Рыбников, Вячеслав Шалевич, Геннадий Юхтин
Пятое место достается советскому фильму «Хоккеисты». Быть может, субъективно. Но оставить фильм без внимания никак нельзя. Потому как в картине играет любимый многими Николай Рыбников, а в киношной хоккейной тройке стремится в атаку настоящий нападающий сборной СССР и «Крыльев Советов» Алексей Гурышев. Потому что в фильме можно слышать фантастический голос Николая Озерова и даже увидеть на трибуне первого на всей планете – Юрия Гагарина. Это один из лучших фильмов советского производства о хоккее, в первую очередь, как о командной игре, не лишенной при этом индивидуального мастерства. Да и идея фильма актуальна по сей день: смена поколений в любом виде спорта – вопрос непростой. Особенно в хоккее, когда в игре важны скорость, динамика и молодецкая удаль. А когда этого уже нет, чем ты можешь помочь команде? Этот вопрос задает тренер, а ответ находит «старик» команды. Пересмотрите этот фильм, если вы устали от бутафории и соскучились по настоящим советским ледовым коробкам, хоккейным матчам, тем разговорам и открытым лицам. Одним словом, ностальгия в чистом виде, без примесей.