Такая вот вечная молодость: всё, что нужно знать перед просмотром комедии «Хороший мальчик»
Говорят, что хорошим мальчиком быть скучно. Еще говорят, что красивые девочки в хороших мальчиков не влюбляются. Главный герой данного фильма опровергает оба тезиса. Несколько дней из жизни самого обычного школьника Коли Смирнова превращаются в череду увлекательных приключений. Полнометражный дебют режиссера Оксаны Карас получил Гран-при на «Кинотавре», и это многое объясняет. В том числе и то, что перед нами не просто рядовая молодежная комедия, а качественно сделанный фильм о перипетиях взросления, сдобренный отменным юмором. Но обо всем по порядку…
«Вырастешь – поймешь!» – слоган фильма о хорошем мальчике Коле Смирнове
СЮЖЕТ
Главные события «Хорошего мальчика» растянуты примерно на неделю. Герой Коля Смирнов – ничем не примечательный старшеклассник, которому нет еще и пятнадцати. Он влюбляется в эффектную молодую учительницу английского, но есть еще и красавица Ксюша, дочь директора школы, которая внезапно влюбляется в него. Еще пару недель назад он не подошел бы из-за стеснений ни к той, ни к другой, но теперь из-за череды странных событий обретает уверенность в себе. Более того, у него появляются общие дела с самим директором учебного заведения! Параллельно кто-то поджигает пристройку с новыми школьными компьютерами, и все ищут виновного. Дома тоже все не как у людей: Колин папа, сумасшедший ученый, заявляет, что отныне вся семья отказывается от нормального ночного сна ради эксперимента, из-за чего никто из домочадцев не может выспаться и привести мысли в порядок. Остается всего несколько дней до большого школьного праздника, где все главные герои встретятся, а Коле еще необходимо подготовиться к этому событию, наведя порядок в личной жизни и в собственной взрослеющей голове…
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И КОМАНДА
Идея фильма появилась давно – еще в конце 2010 года. Тогда продюсеры Василий Соловьев и Юрий Храпов предложили сценаристам Роману Кантору и Михаилу Местецкому сделать спортивное кино – что-то вроде «Легенды №17». Те в ответ предложили придумать историю про мальчика, который проспал все на свете. Даже рабочее название таким и было – «Как я проспал все на свете». Тогда предполагалось, что режиссером станет Местецкий. Плодами работы этого тандема стали восемь вариантов сценария – все они были легкими и интересными, а в итоге были собраны в одну историю. И лишь спустя еще год было решено, что режиссерское кресло займет Оксана Карас, которая сразу прониклась героями и их переживаниями, но намеренно сделала многожанровую картину, где есть что-то от детектива, что-то от вестерна, что-то от мюзикла.
Оксана Карас, режиссер:
«Нам сразу было понятно, что это не может быть просто комедия, просто кино про взросление или просто детектив. В конце у нас вообще всё превращается в большое индийское кино с танцами. Мне нужна была вся эта палитра жанров, чтобы показать неделю, которую проживает герой: как и вся наша жизнь, она никак не укладывается в один жанр».
Рабочее название фильма: «Как я проспал всё на свете»
В результате получилась веселая лента, затрагивающая серьезные вещи, о чем свидетельствует и слоган «Хорошего мальчика»: «Вырастешь – поймешь». Актерский состав разномастный: здесь есть и настоящие корифеи вроде Хабенского – его, кстати, довольно сложно узнать «в гриме» в роли придурковатого ученого, и молодые ребята, ставшие настоящим открытием. Например, исполнитель главной роли Семен Трескунов («Призрак», «Мамы», «Честное пионерское») пришел на кастинг в 11-летнем возрасте. Тогда он еще не дотягивал до роли из-за возраста, но, поскольку из-за трудностей с финансированием (продюсеру даже пришлось заложить в ломбард собственное авто!) старт съемок затягивался, юноша «дорос» до своего героя, и решено было выбрать именно его.
Среди других известных актеров, задействованных в фильме, можно отметить Михаила Ефремова и Александра Паля. Поскольку подготовительный этап растянулся на несколько лет, исполнителей некоторых ролей пришлось искать заново. Например, вместо Константина Хабенского должен был быть Тимофей Трибунцев, а вместо Паля – Александр Яценко. Светлана Ходченкова рассматривалась на роль Алисы Денисовны, а Дронова могли бы сыграть Федор Бондарчук, Владимир Машков, Михаил Пореченков. Надо заметить, кастинг блестящий уже хотя бы потому, что все знаменитости здесь предстают в самых неожиданных для себя амплуа.
ГЕРОИ
Подноготная каждого персонажа продумана до мелочей. Например, Коля вовсе не так прост, как кажется на первый взгляд. Он много думает, много читает, выигрывает научные споры и изучает китайский язык, так как «за ним будущее». У него есть свои принципы, и он им следует.
Семен Трескунов, исполнитель главной роли:
«Коля сквозь призму своего юношеского максимализма считает, что всегда нужно поступать по совести, даже если может кому-то навредить. К нему запросто можно применить образ романтичных героев – Чацкого, например. Кстати, это сравнение особенно удачно, так как у Коли действительно серьезное горе – и действительно "от ума"».
В России лента выходит на большие экраны сегодня, 10 ноября
Герой Хабенского, Колин папа, работает дома над пищевыми добавками, имеет свои скелеты в шкафу. Кстати, Хабенскому сначала прочили другую роль, а образ своего персонажа Константин придумал сам. Да-да, и треники, и страшные очки, и нелепые усы он нацепил на себя добровольно.
Дронов, директор школы, старается быть сильным и хорошим, но ведет тайную жизнь – у него три женщины, включая законную жену. Его домочадцы догадываются об этом; дочь страдает, а жена учится извлекать из подобной ситуации пользу. Странная дружба с Колей обусловлена тем, что в мальчике Дронов видит самого себя, только юного, когда «все ошибки еще впереди».
Алис Денисовна (Иева Андреевайте), учительница английского, в которую влюблен Коля, да и не только он, только кажется красивой, гордой и неприступной, на деле же она очень неуверенно себя чувствует. Причина классическая – продолжительный и бесперспективный роман с женатым мужчиной, который не хочет менять ситуацию.
ПОЧЕМУ СТОИТ СМОТРЕТЬ
Фильм «Хороший мальчик» не только многожанровый – он получился еще и вневременным. В нем действительно нет намека на эпоху, как, например, в «Курьере», нет каких-то реалий, присущих девяностым, нулевым, десятым. Напротив, вопросы, которые задает себе главный герой, мог бы задавать себе любой подросток, и взрослеть, иногда резко и неожиданно, пришлось каждому, а потому и окунуться заново в эти переживания будет и приятно, и полезно. Правда, почему бы не вспомнить об этом и не пережить это заново?
При этом картина наивна, добродушна, в ней нет ни малейшего намека на пошлость – несмотря на то, что ученик целуется с учителем, а директор является многоженцем. Создатели «Хорошего мальчика» постарались взглянуть на мир глазами не взрослого человека, а девятиклассника. Он не думает об острых социальных проблемах, о политике или идеологии, он не наклеивает ярлыков, его чувства еще не притупились, а то, что с ним происходит, воспринимается им как часть большой игры – это касается и радостей, и трудностей. Коля переживает разностороннюю и серьезную внутреннюю эволюцию, за которой, тем не менее, невозможно наблюдать без улыбки.
Михаил Местецкий, сценарист:
«В начале фильма он (Коля Смирнов) находится в идеальной системе координат. У него все хорошо, все отлично, и буквально за неделю он настолько погружается в вязь человеческих отношений, что к концу понятно, что это уже взрослый, но при этом совершенно растерянный интеллигент. Это был фильм про рождение интеллигента».
Этот фильм стоит смотреть уже хотя бы потому, что он про каждого из нас – и вчерашнего, и сегодняшнего. Да и во второстепенных героях «Хорошего мальчика» многие узнают себя. Добавьте сюда хороший саундтрек, добротную операторскую работу новичка Сюзанны Мусаевой, легкость, непритязательность и отличный юмор – пожалуй, это повод для того, чтобы отправиться в кино любой компанией – и с друзьями, и со своей половинкой, и, конечно же, с подрастающим ребенком.
Еще до официальной премьеры «Хороший мальчик» успел завоевать несколько престижных наград; высок и рейтинг ожиданий фильма.