Наверх
470

Среди всех жанров военные фильмы стоят особняком. Такое кино отличается пронзительностью, искренностью и болью. Режиссеры вновь и вновь возвращаются к этой теме, чтобы напомнить о силе, воле и мужестве простых людей. Мы собрали лучшие русские военные фильмы в один список, и вы сможете окунуться в переживания целых поколений.

9-я рота (2005)

Фильм стал дебютной работой Федора Бондарчука и сначала не приобрел поклонников. Критики воспринимали ленту как вторичную, сравнивая ее с «Цельнометаллической оболочкой» Стэнли Кубрика. «9 роте» понадобился не один год, чтобы публика признала работу как одну из уникальных лент про войну на отечественном экране. Сейчас «9 рота» – это масштабная драма, раскрывающая ужасы, которые обычно принято замалчивать.

История разворачивается в 1988 году, когда афганская кампания подходит к концу, а советские войска вскоре будут выведены из страны. Вчерашние школьники, нынешние новобранцы, попадают в учебную часть к бесцеремонному прапорщику, который подготавливает солдат к ужасам войны. В 9-й роте парашютно-десантного полка парни получают задание – держать оборону, пока колонна с припасами и продовольствием не закончит прохождение.

Мальчик русский (2019)

Дебютная работа Александра Золотухина, представившего общественности экспериментальное и концептуальное военное кино. Визуально фильм стилизован под выцветшую черно-белую хронику, что добавляет антуража и атмосферы. Задумка режиссера заключается в параллелях между трагической биографией маленького русского мальчика и репетицией оркестра. Такое решение не у всех нашло положительный отклик, но равнодушным не оставило никого.

Действие разворачивается в Первую мировую войну. Деревенский мальчик Алеша идет на фронт добровольцем, но в первом же бою теряет зрение. Герой решает продолжить службу и становится «слухачом» – специальным дозорным, прислушивающимся к небу и ловящим звуки приближающихся самолетов. Кадры разбавляются репетицией современного оркестра, играющего произведения Сергея Рахманинова.

Брестская крепость (2010)

В основе этого российского военного фильма находятся реальные события – оборона Брестской крепости в начале Великой Отечественной войны. Режиссер Александр Котт взялся за съемки в преддверии 65-летия Победы, пригласив на главные роли Павла Деревянко, Андрея Мерзликина и Евгения Цыганова. Практически все герои истории имеют реальных прототипов, что не могло не привлечь внимание зрителей.

В центре повествования 12-летний подросток, который волей судьбы оказался в самом разгаре войны и столкнулся со всеми ее шокирующими атрибутами. Через судьбу этого мальчика авторы фильма рассказывают не просто про войну, а о подвиге защитников приграничной Брестской крепости. Именно герой выступает рассказчиком, повествуя о событиях тех лет своему внуку.

Фото: кадр из фильма

Живой (2006)

Александр Велединский смог снять честную и смелую социальную драму о Чеченской кампании. Здесь не обошлось без заимствований из западного кино, но режиссеру удалось гармонично совместить мистику с особенностями и бытом российской глубинки. Фильм стал своеобразной притчей о потерянном русском солдате и нашел отклик у отечественного зрителя.

Главный герой Сергей (Кир) собирается жениться. Чтобы заработать на свадьбу, он решает остаться на контрактной службе, но во время одной из операций его ранят в ногу. В госпитале ему ампутируют ногу и сообщают о гибели двух его сослуживцев. Сергей возвращается домой в компании призраков своих друзей и долго не может найти ответ на вопрос: почему именно он остался в живых.

28 панфиловцев (2016)

Деньги на этот российский военный фильм собирались при помощи краудфандинговой площадки буквально «всем миром». Создателям удалось получить на воплощение идеи 34,7 миллиона рублей. После того как начались съемки, к финансированию подключились Министерства Культуры Казахстана и России. Результатом стала картина, окунающая в события осени 1941 года, передающая всю боль и страх солдат, их решимость и смелость в желании не пропустить врага.

В основе сюжета реальное сражение четвертой роты 316 стрелковой дивизии генерала Панфилова. В Волоколамском районе находился стратегически важный пункт, которым немцы пытались завладеть не единожды, чтобы получить доступ к главным транспортным путям к столице СССР.

Калашников (2020)

Этот фильм не совсем про войну. В его основе – судьба знаменитого изобретателя АК-47 Михаила Тимофеевича Калашникова. На пути к своей мечте конструктору пришлось столкнуться с рядом испытаний: командование танком в 1941 году, ранение под Брянском, долгое восстановление в госпитале. Все это время Калашников вынашивал идею и делал первые чертежи. В 29 лет ему удалось создать оружие, которое принесло ему мировую славу.

Успехом фильм отчасти обязан и актерскому мастерству Юрия Борисова. Он оказался не только внешне схож с изобретателем в молодости, но и сумел воплотить на экране простого крестьянского парня, который не получил должного образования и воспитания, но при этом упрямо шел к намеченной цели.

Ржев (2019)

В Великой Отечественной войне много кровавых эпизодов, но наиболее продолжительным и жестоким стала Ржевская битва. В ходе сражения погибло около 1,5 миллиона русских солдат. За воплощение масштаба боевых действий на экране на этот раз отвечал режиссер Игорь Копылов. Он отошел от идеи блокбастера с патриотическими веяниями и создал тяжелую драму, демонстрирующую обычных людей – уставших, измученных, переживающих и сомневающихся.

Несмотря на то что сюжет повествует о глобальной битве, в центре истории крохотное сражение за деревню, имеющее большое значение для всей войны. Солдатам предстоит ожидать подкрепления, зная, что в их роте есть предатель и в любой момент на них могут напасть враги.

Мы из будущего (2008)

Это фантастический фильм про войну, не претендующий на достоверность. Однако снят он очень качественно, сюжет динамичный и стремительный, а заложенная идея, хоть и очевидна, все равно цепляет своей простотой и подачей. Картине удалось получить массу восторженных отзывов и собрать кассу, чего не скажешь о ее продолжении, вышедшем спустя два года.

По сюжету четыре копателя неожиданно находят солдатские книжки со своими фотографиями и фамилиями. Чтобы избавиться от напасти, парни решают искупаться в озере, но как только оказываются в воде, попадают в 1942 год. Современным героям предстоит окунуться в ужасы войны и подготовиться к скорому наступлению.

Белый тигр (2012)

Карен Шахназаров решил объединить в «Белом тигре» сразу несколько жанров – здесь и историческая достоверность, и фантастика с мистическим сюжетом, и притча, и экшен. Режиссер грамотно и очень точно передал настроение войны, не уступая в этом советским военным картинам.

Сюжет разворачивается в последние дни Второй мировой войны. Продолжительные бои изматывают обе стороны конфликта, кругом безысходность, чад и боль. Среди этого безумия появляется легенда о непобедимом немецком танке «Белый тигр», способном одним выстрелом спалить батарею советских машин. Танкист Найденов оказался в одной из таких машин и чудом остался жив. Теперь его цель – найти и уничтожить «тигра» любой ценой.

Фото: кадр из фильма

Солдатик (2019)

История основана на реальных событиях, но, как и положено художественному фильму про войну, разбавлена небольшими отступлениями режиссера. В центре сюжета Сережа Алешков, оставшийся в живых, но потерявший всех своих родных. Сбежав в лес, мальчик наткнулся на 142-й гвардейский полк, которым командовал Николай Кузнецов. Сережа получил форму, вписался в жизнь полка и твердо решил быть полезным.

Картина снята в щадящей манере, скрывая все ужасы и трагедии войны, но сюжет отлично передает боль ребенка и переживания людей, которым небезразлична чужая судьба. Самое главное, что пытался донести режиссер, – чувства и эмоции, и у него это получилось.

Собибор (2018)

1943 год. В плен попадает лейтенант Красной армии Александр Печерский, являющийся советским евреем. Его отправляют в концлагерь Собибор, откуда нет спасения. Понимая, что его ожидает, Печерский организовывает восстание заключенных, которое достигает необходимой цели не с первого раза. Результатом станет единственный успешный массовый побег из нацистского плена.

Примечательно, что этот российский военный фильм стал режиссерским дебютом известнейшего актера Константина Хабенского, где он и исполнил главную роль. Несмотря на то что интриги в фильме нет и финал известен всем, картина умудряется держать в напряжении на протяжении двух часов.

Сестренка (2019)

Российская драма Александра Галибина на башкирском языке, сумевшая выйти в широкий прокат. В основе фильма находится повесть Мустая Карима «Радость нашего дома». В центре сюжета Великая Отечественная война и башкирский мальчик Ямиль, который не понимает, что происходит вокруг, и мечтает о сестренке. Спустя время в доме появляется девочка Оксана, у которой погибли родные.

Фильм получился тяжелым, с небольшим расхождением с литературной основой, но от этого не менее трогательным. На счету «Сестренки» множество наград и призов зрительских симпатий. На IV Международном кинофестивале «Евразийский мост» лента получила звание «Лучший фильм». Несмотря на отсутствие русского дубляжа, фильм смотрится на одном дыхании.

Буду помнить (2010)

Лента повествует об оккупированном Пятигорске в 1942 году. В центре сюжета подросток по имени Вадька, которого сложно назвать идеальным персонажем: он ворует по мелочи, дразнит младших и относится к старшим с пренебрежением. Но как только в город приходят немцы, жизнь парня меняется. Основной посыл этого российского военного фильма заключается в том, что при любых обстоятельствах необходимо оставаться человеком.

Картина стилизована под старую пленку и разбавлена черно-белыми вставками. Визуальная составляющая хорошо передает дух того времени, а актерская игра, несмотря на отсутствие громких имен, заставляет сопереживать и содрогаться от увиденного.

Праведник (2023)

«Праведник» Сергея Урсуляка смог собрать более полутора миллионов просмотров и получить высокие оценки кинокритиков. История повествует о Николае Киселеве, получившем в 1942 году задание вывести 270 евреев из Белоруссии, оккупированной фашистами. Людей предстояло провести по маршруту протяженностью 1500 километров.

Офицера Красной армии Николая Киселева сыграл талантливый Александр Яценко. В актерском составе также числится молодой и перспективный Марк Эйдельштейн и харизматичный Евгений Ткачук. Фильм не только про войну – ему удалось поднять на поверхность вопросы нравственности, чести и предательства.

Фото: Централ Партнершип

Семь черных бумаг (2024)

Эта военная драма была представлена в рамках конкурсной программы ММКФ. Ее действие разворачивается в 1942 году, когда двое осетинских мальчишек уговаривают местного почтальона прятать похоронки, чтобы не расстраивать оставшихся в селе женщин. Создатели фильма вдохновлялись рассказами писателя Михаила Булкаты, где страшная реальность переплеталась с фольклором.

Картина получилась эстетичной и визуально приятной – соотношение сторон, цветокоррекция и оформление направлены на то, чтобы задержать взгляд на кадре подольше. Самобытная история привлекает своей необычностью и гармоничностью.

Жажда (2013)

Чеченская война. Главный герой по имени Константин получил серьезные ожоги в горящем танке. Все переживания и чувства персонажа постепенно скатываются к алкоголю. При этом ему не помогают ни друзья, ни семья. Чтобы не сойти с ума, Константин рисует жуткие картины, которые отражают все, что он чувствует в эту минуту.

Создатели фильма подняли очень важный вопрос об адаптации военного человека в мирной жизни. «Жажда» показывает, насколько тяжело отвлечься от мыслей о смерти и перестать видеть во всех врага.

Крик тишины (2019)

Детская драма о блокадном Ленинграде поразила публику актерской игрой и атмосферой безысходности. Несмотря на то что бюджет у картины небольшой, создателям удалось передать блокаду без диалогов и подсказок одним кадром. В кино используется реальная хроника военных лет, подвергшаяся реставрации, поэтому в определенных моментах, где она появляется, фильм становится более атмосферным.

Картина снята по повести «Седьмая симфония» Тамары Цинберг. Ранее ее уже пытались экранизировать в 1966 году – тогда вышел фильм «Зимнее утро». Отличия в сюжете между лентами минимальны, но подача разнится, и это чувствуется. Хорошее кино про войну, показывающее, что война – это не всегда взрывы. Иногда она просто молчалива и безнадежна.

Война (2002)

После выпуска «Брата22» Алексею Балабанову пришлось столкнуться с рядом печальных событий. Какие-то фильмы не удалось доснять, какие-то получились слишком эпохальными. В перерывах между этими событиями был создан фильм, который остался в тени других работ режиссера, и очень зря. В ленте «Война» рассказывается об ужасах Чеченской кампании, и делается это бескомпромиссно, жестоко.

Примечательно, что в подаче Балабанова война в действительности не более чем криминальные разборки. Сюжет прост: русский солдат не может найти свое место дома и возвращается на поле боя. Фильм вызывает сильные эмоции, не оставляет равнодушным и заставляет задуматься.

Чистилище (1997)

Еще одна жестокая картина про войну в Чечне. На момент выхода зрители ожидали увидеть очередной боевик, но на экране появилась история, основанная на реальных событиях, и именно своей правдивостью она вызывала ужас и страх. В связи с этим в описаниях к фильму стали применяться фразы «война без цензуры», «реалистичный фильм не для слабонервных».

На первый взгляд, лента кажется документальной, словно репортаж из горячей точки. В центре сюжета – больничный комплекс в Грозном и бои, ведущиеся вокруг него. Фильм насыщен пугающими откровенными сценами боевых действий, обилием нецензурной брани и жестокими кадрами крови, оторванных конечностей и трупов.

Сволочи (2006)

Подборка была бы неполной без этого военного фильма, который изначально заявлялся как основанный на реальных событиях. Позднее этот факт оспорили, но с точки зрения художественного произведения эта работа не перестала быть одной из самых сильных на российском экране. Она заставляет задуматься и «переварить» сюжет. В основе находится повесть Владимира Кунина, и экранизация ничуть не уступила печатному оригиналу.

1943 год. Правительство собирает диверсионную группу бойцов из 14-15-летних подростков-преступников, которым грозит высшая мера наказания. Для этого есть причины: такие дети – расходный материал, их никто не будет искать, они никому не нужны. Актерский состав сделал свое дело: героям веришь, за них переживаешь. Среди известных лиц здесь присутствуют Андрей Панин, Андрей Краско и Александр Головин.

Фото автора.
Журналист TV Mag
ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.