История появления Джеймса Бонда
В кинотеатрах идет «Спектр» – двадцать шестой фильм бондианы (если считать с двумя побочными, без участия группы EON), и четвертый – в карьере Дэниэла Крейга: Бонда нового тысячелетия, с которого начался последний отсчет.
«007: Спектр» стал 24-м фильмом в Бондиане
Как любая версия этой современной сказки, «Спектр» состоит из знакомых слагаемых: герой должен столкнуться с рядом приспешников главного злодея, а затем и с ним самим; обнаружить предателя в окружении; спасти мир и прекрасную женщину (возможно, нескольких); в финале потерять возлюбленную или же удалиться с ней по дороге жизни – возможны варианты. Начиная с перезапуска истории в 2006-м, когда вышел фильм «Казино «Рояль» – первый с «этим возмутительным блондином», создатели иной раз нарушали правила довольно решительным образом; «Спектр» на этом фоне выглядит практически возвратом к канонической форме.
Впрочем, что такое канонический Бонд? Ну, помимо лицензии на убийство, убийственной сексуальности, знаменитого коктейля из мартини, джина, водки, вермута Kina Lillet с корочкой лимона – который, кстати, взбалтывают, но не смешивают – что бы ни говорили в русском переводе. Помимо шотландско-швейцарского происхождения, темной шевелюры и высокого роста (вы поняли основную претензию к Крейгу? Блондин, рост всего 178 см!)…
Давайте разберемся.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Когда журналист Ян (скорее все же Иэн, но так уж сложилось) Флеминг, отслужив в годы Второй Мировой личным помощником шефа британской флотской разведки, приступил к сочинительству приключений некоего флотского же коммандера Бонда (капитан II ранга на наши деньги), перед ним был целый веер прототипов. Первая половина XX века вообще может быть названа «золотым веком» шпионажа – глобальные потрясения и конфликты создавали запрос на информацию и тайные операции, возросшая мобильность населения вкупе с отсутствием серьезных систем учета, контроля и быстрой связи позволяла разведчикам успешно менять личины, по «шарику» скиталось такое количество беженцев войн и революций, бывших приличных людей и попросту авантюристов, что затеряться в этом броуновском движении не составляло особенного труда.
Агента 007 придумал британский писатель Ян Флеминг
Но основными во флеминговском наборе прототипов были все же британские агенты, работавшие в России – недаром и сам родитель Бонда дважды побывал в Москве с миссиями не до конца проясненными: в 1933-м освещал очередной сталинский шпионский процесс над английскими специалистами, в 39-м отправился как представитель торговой делегации с аккредитацией от газеты «Таймс». А тем самым шпионом в России, кто вдохновил Флеминга на создание бессмертного агента 007, был человек, не только никогда не носивший мундир Королевского флота, но даже не являвшийся британцем по рождению. Звали его Сидней Рейли, а попросту – Соломон Розенблюм, и родился он в пределах Российской империи, в городе Одесса или же его окрестностях в 1873-м году.
Первый Бонд — шотландец Шон Коннери
Покинув Одессу на британском судне по причине семейных неурядиц и/или же участия в революционной деятельности, Соломон некоторое время скитался по миру, женился на ирландке (отсюда фамилия), а в последние годы XIX века появился уже в Санкт-Петербурге на службе в британском посольстве, и – на секретной службе Его Величества, надо думать. Описывают шпионаж Рейли против русских войск в Порт-Артуре, новую петербургскую жену, с которой он сошелся, не расторгая брака с ирландкой Маргарет, – вот он, сексуальный волюнтаризм Бонда, – а также увлечение авиацией. Звездный час Рейли наступил после Октябрьской революции – он появляется то в Одессе, то в Мурманске, то в Петрограде или Москве, вместе с главой британской миссии Брюсом Локхартом замышляет ни много ни мало – контрреволюционный переворот силами латышских стрелков, личной охраны Ленина. Акция, правда, с треском проваливается – латыши берут деньги и обо всем докладывают Дзержинскому, результат – раскрытие сети белогвардейских пособников англичан и строительство клуба для латышских стрелков на средства британской короны. Впрочем, некоторые операции удавались, в ознаменование заслуг Рейли одно время был консультантом Уинстона Черчилля по русским делам. Окончательный провал шпиона связан с операцией «Трест», когда большевистские спецслужбы сами создали контрреволюционную сеть и завлекли туда ряд противников Красной России, включая Бориса Савинкова. Сидней Рейли также был арестован на границе с Финляндией и в 1925-м году расстрелян.
В числе других прототипов Бонда – шеф Рейли, дипломат и разведчик Роберт Брюс Локхарт; тайный агент Пол Дюкс, «человек с тысячью лиц», проникший в советские структуры вплоть до ВЧК и Политбюро, удачно вернувшийся на родину и посвященный в рыцари; а также личный друг Флеминга, однокашник по Итону баронет Фицрой Маклин, работавший в Москве в 30-х, а в годы войны партизанивший в Югославии вместе с Иосипом Броз Тито.
В последних четырех лентах про Бонда главного героя играет Дэниел Крэйг
Как легко заметить, на основе любой из этих биографий можно создать хоть исторический роман, хоть серию детективных рассказов – но Флеминг предпочел выделить некий универсальный архетип мужчины с манерами джентльмена и нутром пирата, которому тесна даже империя, над которой солнце не заходит – каковой была Британия до конца Второй мировой. Очень национальный и в чем-то ностальгический тип.
ИСТОРИЯ
Показательно, что первая экранизация Бонда запускалась со скрипом: поначалу герой появился в американском сериале 1954-го года «Кульминация», где его перевели на работу в ЦРУ, затем Флеминг некоторое время сам предлагался различным продюсерам, в том числе легендарному Александру Корде, но без особенного успеха. Лишь на заре шестидесятых тандем Брокколи-Зальцман выкупил у Флеминга права на все романы, кроме «Казино «Рояль», и студия EON Productions (Everything or Nothing), специально созданная под проект после отказа голливудских компаний вкладываться в «слишком британскую историю» приступила к воплощению мечты.
Ленты с Крэйгом получил три номинации на премию Оскар
За более чем полувековую историю личину супершпиона надели десять артистов, среди которых есть как зрительские фавориты – вроде блистательного Шона Коннери или самого долгоиграющего Бонда, Роджера Мура, так и актеры, которых большая часть публики так и не приняла – здесь вспоминается в первую очередь красавчик Тимоти Далтон, который исполнил роль агента 007 в двух картинах конца 80-х. У нынешнего агента 007 – Дэниэла Крейга, поначалу было больше противников, чем сторонников, это касалось не только цвета волос и роста, но и существенного отхода от стандарта картин при перезагрузке 2006 года. До этого бондовские фильмы числились исключительно развлекательными, серьезные киноманы могли признаться в любви к ним разве из чувства противоречия, а на ведущие премии вроде «Оскара» или британской BAFTA они номинировались разве что по второстепенным статьям – лучшая песня, звук, работа художника, в этом роде. Начиная с «Казино «Рояль» бондиана вполне в духе времени отказалась от разделения на высокие и низкие жанры, привлекая сценаристов и режиссеров, которые не просто могли претендовать на «Оскара», но уже имели его на каминной полке. От компаньона Клинта Иствуда по «Малышке на миллион» и «Письмам с Иводзимы», автора сценария «Казино «Рояль» Пола Хаггиса до режиссера Сэма Мендеса («Оскар» за «Красоту по-американски») в «Скайфолл» и новом «Спектре». Так постепенно фильмы про приключения спецагента превратились из аттракциона в кино – не утрачивая, при этом, качеств великолепного зрелища.
Фильм «007: Спектр» является одним из самых дорогих в мире: на создание ленты потратили 245 млн долларов
Тут должна признаться, что принадлежу к той немалой на деле группе зрителей, которые начали смотреть фильмы про Бонда начиная именно с Дэниэла Крейга. И дело тут не только в поколенческих вещах – Пирса Броснана, к примеру, я тоже помню, как родного – но чего-то тогда не хватало. Моя приятельница, – кстати, переводчица Флеминга, - подсказывает, что не хватало того пресловутого кванта милосердия: Бонд у Крейга впервые приближается к некоторой человечности: и когда он уходит в обочину при виде девушки, распростертой поперек шоссе, и когда его бьют по, извините, яйцам, и тем более когда, не сумев ее спасти и убедившись в предательстве, он говорит «М» по телефону – «с этой дрянью покончено».
Конечно, сколько бы мы не пересматривали старинных Бондов, он свой для каждого времени, и «Спектр» в этом смысле являет впечатляющую коду: по сравнению с лучшими фильмами последнего десятилетия – «Казино «Рояль» и «Скайфолл», он куда традиционнее хотя бы в смысле главного злодея – организации «Спектр», с которой, помнится, боролся еще Шон Коннери. Картина без устали обращается к метафорам упущенного, ушедшего времени: тут и бессильное вращение вертолетного винта – эти сцены открывают и закрывают картину, и две девушки Бонда – пятидесятилетняя красотка-вдова в исполнении Моники Белуччи и молодая Леа Сейду, героиню которой, на минуточку, зовут Мадлен Сванн, что заставляет, конечно, вспомнить Пруста.
Бонд-2015, признаться, кажется совершенно дезориентированным – спрут поселился в сердце Британии, и теперь вообще не понятно, как она будет дальше рулить морями. Мир стал убийственно прозрачен для людей цивилизации и все также темен для ребят с поясом шахида; Россия то ли больше не враг, то ли снова да, но что сделать, если главный британский спецагент имеет определенное внешнее сходство с российским лидером?
Только в американском прокате фильм заработал почти 180 млн долларов
Создатели бондианы решили прибегнуть к испытанному способу – после временной победы над врагами коммандер Джеймс уезжает со своей Мадлен, напоминающей прекрасную пастушку эпохи рококо, в какую-то новую даль на старой и надежной машине времен Шона Коннери. Наверное, они уезжают в те недавние времена, когда мир еще играл по правилам.
Известно, что Дэниэл Крйг подписан еще как минимум на одну картину бондианы – с другой стороны, артист этот, до своей славы спецагента снискавший славу скорее интеллектуального, должен несколько тяготиться веригами бессмертного киносериала. И пусть даже обитаемый мир преподносит все больше сюрпризов, зачастую разрушительных, поклонникам самого знаменитого британского шпиона ужасно хочется знать – кто будет новым Бондом? Блондин или брюнет? Ричард Армитадж, Майкл Фассбендер? Том Хиддлстон, Руперт Френд?
Ну и против кого, собственно сыграет капитан второго ранга с лицензией на убийство в новой ипостаси.
Потому что если смотреть «Спектр» глазами фольклориста, то становится очевидным одна вещь – несмотря на всю мощь пропаганды, европейцы на сей момент видят демонов не в России или там в Китае, но скорее на своем заднем дворе.