Режиссер Иван Твердовский о создании фильма «Подбросы», вдохновении, международном признании и критике зрителей
Осенью драма режиссера Ивана Твердовского «Подбросы» выйдет в прокат, а пока ее оценили киноманы и профессионалы: она удостоена специального упоминания жюри на Международном кинофестивале в Карловых Варах; на последнем «Кинотавре» Анна Слю получила приз за лучшую женскую роль, Денис Аларкон-Рамирес – приз как лучший оператор. Это вполне эстетская, внятно рассказанная история мальчика из детского дома, который волею судеб попадает в большой мир. Его московский Диснейленд полон аттракционов из вечеринок с серьезными людьми, ночного клуба с кричащим именем «Терпила», судебных заседаний, личной комнаты в квартире новообразованной матери, длинных полок универсамов, больниц, заработка на собственной крови. Как создавались все эти русские горки с русскими страстями, Иван Твердовский поведал Tricolor TV Magazine.
Иван Твердовский и съемочная группа фильма «Подбросы» на фестивале «Кинотавр-2018»
Завязка сюжета начинается с того, что мама предает своего ребенка, сдавая его в беби-бокс. Можно ли предполагать, что впоследствии она для него навсегда останется предательницей, или ребенок простит ее?
Я рассматриваю такую ситуацию: если человек один раз предает, то он исчерпал лимит доверия. Соответственно, в глазах Дениса я ее рассматриваю как героиню, которая способна предавать еще раз и еще раз. Но мне кажется, что они настолько чужие друг другу люди, что ее шаги как матери для него в какой-то момент не столь значимы. Она просто подружка, которая дарит ему подарки.
Несмотря на плохую наследственность – а Денис страдает особенной болезнью, он вырастает дерзким, чистым, открытым парнем, не волчонком детдомовским. Зачем он все-таки сбегает из детского дома?
Для него это Диснейленд – его забирают в волшебный мир! Мне кажется, у него не было мыслей, что они стали семьей, что она проявляет себя как мать. У них так складываются отношения, что они не очень понимают, кто они друг другу.
Почему он не ищет новых друзей?
В какой-то момент они появляются. Полицейский Паша, прокурор с адвокатом или мамина подруга – судья. Так или иначе, они становятся его друзьями до первого провала.
Почему мама постоянно ходит дома в белье?
Есть бытовая история: ее раздражает, когда в доме ходят в том, в чем и на улице. Это правило она сама же и нарушает, когда в кровать Дениса залезает в туфлях и вечернем платье. И еще мне хотелось показать легкую страсть, ее излишнюю тактильность и скорее взаимоотношения мужчины и женщины, чем матери и сына.
Вы не показываете, как он решил принять предложение выполнять столь специфическую работу – бросаться под колеса автомобилей…
Думаю, они договорились в какой-то момент, что она его заберет и он будет делать это. Он, в принципе, не против: для него это как один из аттракционов. Его не просто забирают в другой мир, где у него будет своя комната, новые друзья, знакомства, но и где будет такое приключение, как подбросы.
Главную роль в ленте «Подбросы» сыграл молодой актер Денис Власенко
В этом приключении Денис чувствует себя героем «как в кино»? Суперменом?
Скорее, героем детских комиксов. Мы с актером Денисом Власенко даже обсуждали, какими вещами он мог увлекаться в интернате. Хоть это особый мир, вымышленный, отличающийся от нашего, мы не можем обходить те реалии, которые есть на сегодняшний день: у каждого ребенка есть добротный телефон, каждый сидит в Instagram и смотрит YouTube вместо телевизора. Поэтому в этом смысле Денис не так далек от нашего мира. Он очень хорошо осведомлен. Его вдохновляют герои комиксов, в первую очередь Супермен, Бэтмен, Бердмен и другие.
Врач в великолепном исполнении Натальи Павленовой в какой-то момент ослабляет свой цинизм и дает ему совет завязывать с подбросами. Эта фраза стала первой каплей в его желании бросить эту работу?
Первая капля – это все-таки отношения с матерью, когда он, неся родственную ответственность, забирает ее пьяную с вечеринки. И сказанные ею в этом состоянии слова откровения глубоко в него проникают. С этого момента начинается история того, что он ощущает боль. И совет врача после очередного подброса становится особенно важным.
Некоторые критики особо продавливали тему коррупционной составляющей вашего фильма, но все-таки «Подбросы» не фильм социальной проблематики. Но вы придали изюминку теме коррупции и особенный российский окрас, когда бизнесмен, герой Максима Виторгана, учит Дениса жизни, рассказывая, что мир делится на тех, кто подбрасывает, и тех, кого подбрасывают. Колоритная сцена создавалась в сотворчестве с Виторганом?
В моих сценариях существует такая особенность: в них нет подробно прописанных диалогов, есть только описание сцены без прямой речи. С артистами мы это тщательно обсуждаем, чтобы этюдным образом диалог возникал и четко попадал в контекст. С Максимом мы обсуждали много вариантов и оставили тот, который меня устроил. В этом тексте есть определенная степень прямолинейности с открытым месседжем, но, с другой стороны, нет назидательности. Таким образом создались правильные границы и правильный баланс.
Сказка заканчивается, и Денис возвращается в детский дом. Может ли быть, что он, переосмыслив и проанализировав все, что с ним случилось, выйдет в большой мир обновленным?
Я предполагаю, что когда он в следующий раз попадет в мир, то будет все равно другим по сравнению с тем, кем был. У него уже есть определенный иммунитет и понимание того, как все устроено.
То есть мы говорим о «Подбросах-2»?
Виртуальных «Подбросах-2», которые можем нафантазировать (улыбается). Это будет другой человек, он будет требовать свои деньги, знать свои права, различать четкие границы взаимоотношений между людьми. Он будет готов к этому миру.
Фильм «Подбросы» получил приз на фестивале «Кинотавр» за лучшую операторскую работу и лучшую женскую роль
В «Подбросах» совсем нет солнца. Это мир детдомовского мальчика или вашего кино?
И то и другое. Хотелось создать нуар, темный, мрачный город. Ну и если говорить о Москве, то здесь 30-40 солнечных дней из 365 дней в году, а остальные – черные, мрачные, серые, сырые, холодные. Мне кажется, получилось точное художественное воплощение города как места действия.
Как вам удалось договориться с оператором Денисом Аларкон-Рамиресом, у которого в портфолио «Шпион», «Бесы»?
Случилась чудесная история. Генеральный продюсер фильма Наталья Мокрицкая и ее муж, режиссер Сергей Мокрицкий, плавали с ним в бассейне и узнали о его планах. Они предложили мне: «Аларкон-Рамирес сейчас свободен, давай ты с ним встретишься». А я на тот момент занимался поиском оператора-постановщика, который понимает в мейнстриме, исповедует другие подходы к изображению. Мне хотелось изменить пластику, чтобы эта картина не была похожа на мои предыдущие. Мы встретились с Денисом, и оказалось, что он ищет режиссера, который снимает авторское кино. Случайным образом все и сошлось.
Из ваших трех полнометражных картин «Подбросы» снимались легче всех?
Для меня каждая из них сложна. Съемочный период – самый изнурительный этап, который отжимает тебя всего. Ни один из моих фильмов, включая документальные, не отличался тем, что классно, быстро и легко получилось. У меня нет такого опыта (пожимает плечами). Для меня это все очень тяжело дается, физически в том числе.
Предыдущие фильмы Ивана Твердовского – «Зоология» и «Класс коррекции» (2014)
Что или кто вдохновляет?
Люди, друзья, близкие заряжают и вдохновляют. На спорт сейчас подзабил чуть-чуть (смеется). Был период жизни, когда я весил за сто с лишним килограммов, и за два года мне пришлось сбросить 29 килограммов. Это потребовало определенных физических усилий, и спорту я посвящал много времени. Профессия режиссера довольно неподвижная и накладывает отпечаток на образ жизни. Жизнь идет своими этапами, и каждый прекрасен, даже если это супердепрессивный период, когда у тебя ни на что нет сил.
Вы один из самых титулованных режиссеров, чьи фильмы собрали множество наград по всему миру. Что это вам дает?
Я очень рано начал получать призы. Мне было 19 лет, и мой первый документальный фильм «Святая канавка» объездил все российские кинофестивали, где получал призы за лучший дебютный фильм. Потом ни один мой фильм не оставался без награды. Я к этому быстро и легко привык, и это очень хорошо.
Потому, когда мой дебют в игровом кино «Класс коррекции» получил 55 призов и наград по всему миру, объездил всю планету без преувеличения, у меня не было на этот счет излишнего удивления. Это не унесло мою голову и позволило быстро приступить к следующей работе.
По большому счету в мировом кино не так много призов, которые формируют твой путь, и у меня их нет – ни «Оскара», ни любого приза Каннского кинофестиваля. Поэтому сегодня я рад призам как одному из информационных поводов заявить о фильме, способов продвижения, внимания и уважения коллег.
Отзывы зрителей о своих картинах читаете?
Мне скриншоты друзья присылают (улыбается). Просто для меня фильм заканчивается, а с ним и этап жизни. Нужно начинать новый. Если бы я все читал, слишком сильно бы увяз в прошлом. Из него и так тяжело выбираться.
Поскольку вы выросли в кинематографической семье, то папа четко направлял формирование вашего киновкуса?
Да, конечно, формировал. Папа ставил мне свои любимые фильмы Джона Кассаветиса, Ингмара Бергмана, Лени Рифеншталь и других, очень разных авторов. Но с возрастом он не давил и понимал, что мне может нравиться что-то другое. Так и произошло: любимые фильмы я открыл позже. Я ждал каждый новый фильм Алексея Балабанова, Ларса фон Триера, Алексея Учителя, который позже во ВГИКе стал моим мастером.
Кино – это?
Способ жизни.