Пять фильмов, которые раскрывают гениальность Аль Пачино
Сегодня отмечает свой 76-й день рождения актер, который не нуждается в особом представлении, самый итальянский мафиози в Голливуде – Альфредо Джеймс Пачино, он же просто Аль Пачино. Выходец из семьи итальянских мигрантов, выросший в бедном криминальном районе, он всегда был зачинщиком драк и возмутителем общественного спокойствия, но, еще будучи подростком, решил, что пойдет по актерской стезе. Его товарищи даже кличку ему дали соответствующую – Актер. Уйдя из дома в 17 лет, он перебивался случайными заработками: уборщиком, курьером, почтальоном – все для того, чтобы добыть еще немного денег на продолжение образования, а поступил он в Актерскую студию Нью-Йорка, где обучался по системе Станиславского. Первые эпизодические роли не принесли ему известности, но после удачного дебюта на театральной сцене его начали, наконец, приглашать в крупные проекты, после которых он стал по-настоящему знаменит. Предлагаем вашему вниманию подборку из пяти заметных ролей Аль Пачино, в полной мере раскрывающих его актерский талант.
КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ
1972
Режиссер Фрэнсис Форд Коппола
Говорят, Коппола, увидев аль Пачино в фильме «Паника в Нилд-Парке», решил всенепременно пригласить его на роль Майкла Корлеоне. Он даже отказал другим видным претендентам, в частности, Роберту де Ниро и Мартину Шину. Боссы киностудии поначалу посчитали это довольно диким, но история, как мы знаем, не терпит сослагательных наклонений, тем более, за эту роль Аль Пачино сразу же получил номинацию на «Оскар». Этот персонаж оказался знаковым для актера; позже он вспоминал: «Моя кандидатура была очень сомнительной, но затем же успех фильма сокрушил меня. Я смотрю на это как на особенный феномен, случившийся со мной». Продолжение фильма, где Аль Пачино вновь сыграл Корлеоне, имело столь же оглушительный успех.
СОБАЧИЙ ПОЛДЕНЬ
1975
режиссер Сидни Люмет
За роль в этой нашумевшей криминальной драме Аль Пачино также был номинирован на «Оскар», но вновь не получил его, хотя критики и публика восприняли ленту восторженно, а отдельно был отмечен удачный сценарий. По сюжету двое приятелей хотят ограбить банк, но все идет не так, как они задумали, и они оказываются запертыми в помещении деньгохранилища в осаде полицейских, журналистов и случайных прохожих. История эта, кстати, основана на реальных событиях. Аль Пачино мастерски сыграл грабителя-неудачника, и, пусть «Оскар» ему на этот раз не достался, зато он получил приз как лучший актер на кинофестивале в Сан-Себастьяне.
ЛИЦО СО ШРАМОМ
1983
режиссер Брайан Де Пальма
80-е были не самым удачным периодом в кинокарьере Аль Пачино, но этот фильм стал, пожалуй, наиболее заметным. Здесь он сыграл кубинского наркобарона по имени Тони Монтана. Интересно, что сначала критики не оценили картину, но она неожиданно очень хорошо окупилась в прокате, а впоследствии и вовсе стала культовой. Более того, сам Аль Пачино не раз говорил, что считает эту роль самой главной в своей жизни (!). За «Лицо со шрамом» он получил номинацию на «Золотой Глобус».
ЗАПАХ ЖЕНЩИНЫ
1992
режиссер Мартин Брест
Вот за эту ленту Аль Пачино наконец-то получает «Оскара». Здесь он играет слепого полковника, который на склоне лет решает в последний раз вкусить все удовольствия , а потом свести счеты с жизнью. Он не прочь поразвлечься один, но к нему против его воли приставили бедного студента, который должен помогать ему в увеселительной поездке и присматривать за ним. Поначалу эти двое недолюбливают друг друга, но всего за несколько дней умудряются сблизиться, подружиться и даже научиться чему-то друг у друга.
АДВОКАТ ДЬЯВОЛА
1997
режиссер Тэйлор Хэкворд
По части злодейства Аль Пачино превзошел в этой картине самого себя: ведь здесь он не мафиози, не преступник, а самый настоящий дьявол. Картина стала культовой не только благодаря звездному составу (здесь также снялись Киану Ривз и Шарлиз Терон); сюжет ее также оказался лихо закручен. Фильм собрал в прокате более 150 миллионов долларов. Что касается игры Аль Пачино, то критики писали, что «дьявольский характер… показан (актером) с удовольствием, граничащим с ликованием», и это весьма точная оценка. Канал MTV после выхода фильма назвал Аль Пачино «лучшим злодеем».
В 1997 году британский журнал «Empire» назвал Аль Пачино четвертым в списке 100 величайших звезд кино всех времен
Впрочем, на протяжении последних двух десятилетий актер снялся в огромном количестве не менее интересных кинолент. Это и «Венецианский купец», где у него классическая, почти театральная роль в необычной трактовке, и «Тринадцать друзей Оушена», где он вновь оказывается в привычном злодейском амплуа, и «Бессонница» Кристофера Нолана, где Аль Пачино перевоплощается в опытного детектива, и «Вы не знаете Джека» – тут у него роль патологоанатома, практикующего эвтаназию, и «Симона» – одна из любимых картин Аль Пачино, которая, увы, так и не снискала успеха и не получила положительных отзывов критиков и крупных кассовых сборов.
В любом случае, сложно найти зрителя, который не смотрел хотя бы один из вышеперечисленных фильмов и не оценил его талант по достоинству. Что же до высоких кинонаград, то актер всегда относился к ним несколько снисходительно, говоря: «Оскара я получил только с восьмого раза. До этого меня семь раз включали в список номинантов, и только. Не знаю, смогу ли я адекватно описать свое отношение к этому хотя бы отчасти… Это теперь я смотрю на номинантов и думаю: «А если бы они были нейрохирургами? Кому из них ты доверишь оперировать свой мозг, если понадобится? Вот ему-то и следует дать «Оскара…»