«Древо жизни» в августе можно будет увидеть в «Кинозалах «Триколор ТВ»
С 4 по 9 августа в «Кинозалах «Триколор ТВ» — обладатель Золотой Пальмовой ветви Каннского кинофестиваля — фильм Терренса Малика «Древо жизни» с участием Брэда Питта.
Впервые о проекте Малик заговорил еще в 1978 году – тогда лента была известна как «Q»
Терренс Малик — режиссер более чем выдающийся, и если не великий, то, по крайней мере, культовый. Хотя бы потому что Малик — типичный американец, да не просто американец, а уроженец Техаса. Однако вопреки расхожему мнению о том, что в Техасе живут одни только ковбои, которые только и умеют, что снимать фильмы про ковбоев, Терренс Малик снимает вполне себе интеллектуальное кино. Собственно, по первому своему образованию Малик философ, уже в зрелые годы увлекшийся кинематографом и очень быстро приобретший репутацию «Сэлинджера от кино». Приблизительно ту же эволюцию, от модного лондонского драматурга до оскароносного режиссера, проделал в те же годы Энтони Мингелла.
Фильмы Малика — это всегда очень красивое, художественно отточенное кино о потерянном рае. Две самые масштабные работы режиссера — «Тонкая красная линия» и «Новый свет» — это истории о том, как в дикий, первобытный мир приходит война. Полинезийские джунгли разрывает грохот бомбежки Второй мировой; американцы и японцы убивают друг друга, а в это время меж ними, по «тонкой красной линии», идет старик-папуас, откровенно не понимающий, кто все эти чужаки, вооруженные винтовками, пушками, пулеметами, танками, боевыми катерами и тайной ядра урана. «Новый Свет» с Колином Фаррелом в главной роли — история вторжения на американский континент в начале XVII века первых английских колонистов, по сути дела, история завоевания рая. Здесь Малик идет по стопам другого знаменитого американца — Фенимора Купера.
Фильмы Малика — это всегда очень красивое, художественно отточенное кино о потерянном рае
«Древо жизни» в этом смысле подводит знаменатель под всем творчеством режиссера, это самое глубокое и синтетическое произведение мастера, воплотившего наконец-то на экране многие из своих давнишних задумок. Это относится, прежде всего, к симфонической прелюдии, повествующий о происхождении Вселенной, а потом и жизни на Земле. Звезды, галактики, сталкивающиеся между собой континенты, — всё для того, чтобы зритель почувствовал и понял, что его место — это не место животного на диване, безвольно жующего попкорн, но место Человека Разумного, призванного быть центром и символом этого мира.
Картины Малика учат зрителя думать, чувствовать и жить по-настоящему
Дальнейшее повествование, собственно сюжетная линия — история маленького мальчика, который находится в тисках мучительного выбора между Богом-Отцом (его играет Брэд Питт) и Матерью. «Отец и Мать — вечно они во мне борются», — скажет он, повзрослев уже. Отец — то, что в России называется словом мужик. Он прост, строг, деятелен, учит своих детей драться на кулаках. Это идеал мужчины. И, соответственно, Богиня-Мать, которая учит сына добру, бескорыстной любви и вере. Это идеальная женщина. (Разумеется, мы говорим о том, какими себе идеального мужчину и идеальную женщину представляет Терренс Малик; персонально у вас может быть другая точка зрения. А тут уж, простите, приходится смотреть режиссерскую версию.)
Дальше всё будет тоже по Малику. Будет война, которая разрушит техасскую идиллию. Будет индустриально-офисный город, также разрушающий Рай. Будут задумчивые взгляды главного героя, «поток сознания» и постоянно висящий в воздухе жирный знак вопроса: как, когда и главное, почему мы утратили Древо Жизни? Что мы сделали такого, что Бог изгнал нас из Эдема? Можем ли мы исправить этот грех и вернуться к Первоисточнику? (В этом смысле Малик совершенно очевидно повлиял на российского режиссера Звягинцева; можно сказать, что Звягинцев — это импортозамещенный Малик.)
Конечно, если вам нравится исключительно веселое кино с погонями и перестрелками, фильм Малика вам смотреть не нужно. Ничего нового вы для себя не узнаете и, скорее всего, просто не поймете, не увидите миллион рассыпанных по тексту библейских или полубиблейских цитат, цель которых в том, чтобы научить зрителя думать, чувствовать и жить по-настоящему, вне городской спешки, суетливых автомобилей, дурных людей и пошлых развлечений.
На Каннском фестивале 2011 года картина «Древо жизни» была удостоена «Золотой пальмовой ветви»
«Древо жизни» — это фильм о том, как исправить погрязшее в собственном дерьме человечество. Другое дело, что рецепт доктора Малика очень примитивен и сводится в двух словах к руссоистско-толстовскому тезису «Назад, в пампасы!» Вопрос исключительно вкуса: если вам нравится жить где-нибудь за городом, среди лесов, полей и рек, то и фильм Малика вам понравится. Если же вы считаете натурализм (и даже натуризм) формой занудства, то и ваш вердикт в отношении «Древа жизни» будет коротким: «Занудно. Я ничего не понял».