Наверх
2545

Десять зарубежных фильмов о Второй мировой войне

Наряду с родным нам советским военным кино на Западе тоже существует богатая традиция повествований о Второй мировой. Она во многом отличается — как по части событий, о которых рассказывает, так и (особенно в последнее время) по части расстановки акцентов. Российская публика может с ними не соглашаться (зачастую небезосновательно), но иметь о них представление в любом случае не помешает. Нужно добавить, что среди старых западных военных фильмов много настоящих шедевров, которые можно смело рекомендовать самому взыскательному зрителю.

МОСТ ВАТЕРЛОО

Военно-лирическая драма Марвина Лероя, снятая по пьесе значительного американского драматурга, историка и журналиста Роберта Шервуда в самом начале Второй мировой, в 1940 году. «Мост Ватерлоо» символически объединяет две мировые войны, косвенно подтверждая гораздо более позднюю концепцию о тотальной европейской войне с 1914-го по 1945-й с двадцатилетним «антрактом». Впрочем, в центре повествования отнюдь не исторические концепции и даже не война как таковая, а личная трагедия людей, в нее вовлеченных. 

Британский офицер Рой Кронин перед отправкой во Францию приходит на мост Ватерлоо и вспоминает историю своей молодости, когда он во время бомбардировки Лондона (1915-й) познакомился на этом мосту с юной танцовщицей Майрой. Стремительный военный роман, обручение, отправка на фронт. Оставшаяся в Лондоне Майра теряет работу, затем получает известие о смерти нареченного и в итоге оказывается на панели. В главных ролях — фантастически красивая пара, «лучший профиль Голливуда» Роберт Тейлор и Вивьен Ли в зените своей славы.


КАСАБЛАНКА

Один из самых знаменитых американских фильмов на военную тему — при том, что действие происходит в стороне от фронта, в марокканском городе Касабланка, французской колонии, занятой немцами. Позднее тут высадятся Союзники, но пока американец Рик держит ночной клуб, привлекающий и офицеров Рейха, и разных сомнительных типов. Сюжет картины Майкла Кертиса выдержал упреки в неоригинальности — правда, уже после того, как стал каноном и получил символическое толкование.

Рик (Хамфри Богарт) — это пытающаяся сохранить циничный нейтралитет Америка, его бывшая возлюбленная Ильза (Ингрид Бергман) — страдающая Европа, которая выбрала союз с коммунистами (подразумевается муж Ильзы, герой чешского сопротивления Виктор Ласло) и страдает от преследований нацистов. Любовный треугольник между Риком, Ильзой и Виктором разрешается, скажем так, на высоком нравственном уровне, и даже французский полицейский-коллаборационист Рено встает на путь исправления.


АРМИЯ ТЕНЕЙ

Фильм о французском Сопротивлении по роману Жозефа Кесселя, участника двух войн, автора «Дневной красавицы» (литературная основа картины Бунюэля) и французского текста к «Песне партизан» (совместно с Морисом Дрюоном). Режиссер Жан-Пьер Мельвиль — мастер французского нуара, повлиявший на Годара и Тарантино, также воевал во Второй мировой. Картина 1969 года, поначалу принятая довольно холодно и лишь полвека спустя пережившая своего рода второе рождение после ограниченного проката в США. Тяжелая и психологически необычайно достоверная лента исследует экзистенциальный тупик на примере выбора между плохим и очень плохим, неизбежных в ситуации тайной (и явной, да) войны. В главных ролях — Лино Вентура и Симона Синьоре.


МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ КВАЙ

Парадоксальная драма Дэвида Лина 1952 года о противостоянии культурных логик и о безумии войны. В японском концлагере сталкиваются герои, олицетворяющие разные парадигмы — несгибаемый британский полковник Николсон, одержимый воинской честью формалист; начальник лагеря Сайто, который стремится любой ценой выполнить задачу постройки моста через реку в джунглях; прагматичный американец Ширз, присвоивший себе, как выясняется позже, офицерское звание — чтобы легче была жизнь в заключении.

Если пересказывать сюжет, то его повороты оставляют ощущение полной шизофрении: Николсон сначала отказывается строить мост, терпит лишения и издевательства японцев, затем, внезапно передумав, рьяно принимается за дело. Но при этом с точки зрения внутренней логики характеров — все безупречно. Фильм получил семь «Оскаров», в том числе за лучшую мужскую роль (полковника сыграл великий британский артист Алек Гиннесс).


СЧАСТЛИВОГО РОЖДЕСТВА, МИСТЕР ЛОУРЕНС

Снова японский лагерь в тропических джунглях (остров Ява), только снятый японцем. Две линии взаимодействия — поединок характеров с некоторым гомосексуальным подтекстом между пленным британским офицером Джеком Селлерсом (Дэвид Боуи) и капитаном Ёнои (японский артист и тоже музыкант Рюити Сакамото) и своего рода взаимопонимание между опытными вояками подполковником Лоуренсом (британский театральный актер и режиссер Том Конти) и сержантом Хара (Такэси Китано в начале своей карьеры). Драматически напряженная и по-своему красивая картина Нагисы Осимы (ну да японцы найдут эстетику даже в самых ужасных проявлениях жизни).


СПИСОК ШИНДЛЕРА

Неоднозначная история о том, как член нацистской партии, немецкий бизнесмен Оскар Шиндлер зарабатывает деньги на войне и попутно спасает тысячу польских евреев. От экранизации сценария по роману Томаса Кенилли последовательно отказались Мартин Скорсезе, Сидни Поллак и Роман Полански, а от участия — Жюльетт Бинош и Харрисон Форд. Тем не менее, в итоге удалось собрать весьма мощный актерский ансамбль с Лиамом Нисоном, Беном Кингсли и Райфом Файнсом.Семь «Оскаров», семь премий BAFTA. «Список Шиндлера» Стивена Спилберга стал самым дорогостоящим черно-белым фильмом за всю историю.


СПАСЕНИЕ РЯДОВОГО РАЙАНА

Еще одна работа Спилберга, на этот раз повествующая о высадке союзников в Нормандии. Начинается издалека: наше время, воинское кладбище. Затем следует впечатляюще поставленная сцена высадки на Омаха-бич: кровавый песок, натурализм мертвых тел. Несколько оставшихся в живых рейнджеров под командой капитана Джона Миллера (Том Хэнкс) получают неожиданный приказ найти и доставить в штаб некоего рядового Райана (Мэтт Деймон), последнего из четырех братьев, ушедших на фронт из одной семьи.

Часть Райана незадолго до этого была десантирована во французскую глубинку и рассеяна, поэтому поиски превращаются в настоящий рейд по территории, еще частично занятой противником. Визуально впечатляющий и строгий в плане актерской игры фильм призван сообщить миру о торжестве американского духа и ценностей демократии, для которой важна жизнь каждого отдельного человека.


ТОНКАЯ КРАСНАЯ ЛИНИЯ

Знаменитая военно-философское полотно Терренса Малика по роману Джеймса Джонса, которое попало в этот обзор скорее в силу известности, чем ценности для искусства. Полтора десятка лет спустя, несмотря на впечатляющий каст (Джим Кэвизел, Шон Пенн, Ник Нолти, Эдриан Броуди, Джаред Лето, Вуди Харрельсон и другие) картина кажется безбожно затянутой и даже манерной: камера любуется лицами солдат, травой, морем и веселыми голыми туземцами, живущими в гармонии с природой, в то время как «цивилизованная» публика предается бессмысленному смертоубийству.

Чтобы еще полнее донести нехитрый антивоенный пафос до непонятливой публики, за кадром звучат бесконечные размышления о ценности жизни и одновременно тщете всего сущего. Название картины восходит к Крымской войне, когда красные мундиры англичан в отчаянной обороне выглядели, как тонкая красная линия.


ФЛАГИ НАШИХ ОТЦОВ

Дилогия Клинта Иствуда, состоящая из двух фильмов — «Флаги наших отцов» и «Письма с Иводзимы». Первая картина — с точки зрения американцев, вторая — с японской стороны. Первая бьет по пропагандистскому мифу: после поднятия флага над крошечным островом шестеро молодых солдат оказываются инструментом пиара. Вторая показывает японцев с неожиданной стороны, не как фанатиков-камикадзе (остров защищали 20 000 японцев против 70 000 американских воинов при поддержке флота), но как людей с разными историями, в том числе зачастую парадоксально связанных с Америкой.

Любопытно, что в этой картине консерватор и почвенник Иствуд оказывается куда большим гуманистом, нежели почетный член общества за этичное отношение к инопланетянам Стивен Спилберг. Японская часть дилогии даже снята на этом «инопланетном» для американцев языке.


БЕССЛАВНЫЕ УБЛЮДКИ

Новый подход к военной теме продемонстрировал с изрядной долей провокации и присущим ему цинизмом Квентин Тарантино. В тылу нацистов на территории Франции действует элитный отряд американских коммандос еврейского происхождения, которых прозвали «апачами» за то, что они скальпируют своих врагов: даже самому режиссеру в эпизодической роли немецкого солдата пришлось расстаться с волосами. Особенно усердствует Брэд Питт в роли командира отряда Альдо Рейна, а сержант Доновитц по прозвищу «Жид-медведь» забивает нацистов бейсбольной битой.

Альтернативная история, показанная в фильме, приводит к гибели верхушки Рейха при диверсии в кинотеатре, организованной «апачами», их союзницей-актрисой и незадачливым отрядом англичан во главе с лейтенантом Хикоксом (Майкл Фассбендер). Глум фильма на первый взгляд может показаться не соответствующим серьезности темы, но на самом деле лента рифмуется со старыми военными комедиями вроде «Мистера Питкина в тылу врага».

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.