Стоило остановиться: восемь провальных сиквелов любимых фильмов
В российский прокат вышел сиквел «Охотников за привидениями», добродушной фантастической комедии, которую так любили детишки 1980-х. Новинка уже провалилась коммерчески по всему миру, и шансы на то, что российский прокат спасет ситуацию, крайне малы. Вспомним еще восемь примеров, когда после первого успешного фильма создателям стоило остановиться.
«СЫН МАСКИ»
Разумеется, главный недостаток сиквела комедии про наглую зеленую морду – отсутствие там Джима Керри. Ну потому что какой может быть Джейми Кеннеди? Кто это вообще? На сиквел было истрачено почти в три раза больше, чем на «Маску» – чуть больше половины бюджета вернулось сборами. Ладно бы фильм просто не заметили – нет, три фестиваля поставили «Сына маски» в лонг-лист худших фильмов года. И даже там натужная недокомедия не смогла блеснуть, проиграв в главных номинациях. Тотальный провал.
«ВОЗВРАЩЕНИЕ МУШКЕТЁРОВ, ИЛИ СОКРОВИЩА КАРДИНАЛА МАЗАРИНИ»
Попытка вывести любимейших телегероев шпаги и плаща на большой киноэкран слишком запоздала, чтобы вызвать зрительский ажиотаж. Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич как мог подогревал интерес к мушкетерской франшизе телевизионными сиквелами – и они-то не выдержали испытание временем. Что уж говорить о «Возвращении», где основной фокус уже не на подряхлевшей четверке, а на их детях. Вроде бы, и актеры хорошие, и режиссер с композитором прежние, но картина выглядит настолько усталой, что зритель проголосовал рублем против: из семимиллионного бюджета не удалось отбить и половины.
«ОБРАЗЦОВЫЙ САМЕЦ 2»
Продолжение комедии, высмеявшей мир подиумной моды, в прокате отбилось. Но еле-еле, процентов 10 сверху заработали, тогда как первый Zoolander покрыл бюджет вдвое. Возможно, тогда сказалось магическое камео Дэвида Боуи, иконы стиля всех времен и народов – певец был не чужд самоиронии. Но между юмором и кривлянием есть четкая граница, и Бен Стиллер ее порой перескакивает с легкостью молодой антилопы. Это было заметно еще в первом «Самце» – сиквел оправдывает худшие ожидания.
«ЧЕЛОВЕК С БУЛЬВАРА КАПУЦИНОК»
Алла Сурикова, поставившая лучший вестерн-мюзикл в СССР «Человек с бульвара Капуцинов», сделала попытку продолжить историю... в XXI веке в российской глубинке. Отпрысков протагониста и антагониста из оригинального фильма сыграли дочери Миронова и Боярского, гэги присутствуют в духе прежнего наивного мордобоя и даже тема волшебного влияния кинематографа осталась, но не то. Зрители оказались солидарны с критиками, лепившими фильму двойки и колы: сборы составили всего 17 с чем-то тысяч долларов, что даже близко не покрыло и без того скромные расходы на съемки.
«БРАТЬЯ БЛЮЗ 2000»
Со смертью уморительного Джона Белуши создателям оригинального фильма «Братья блюз» не хватило запала, чтобы сделать продолжение столь же стильным и веселым. Не спас ни гений эпизода Джон Гудман, ни толпа первостатейных музыкантов в кадре, от Би Би Кинга и Джеймса Брауна до Эрика Клэптона и Эрики Баду. «Братья блюз 2000» собрали ровно половину 28-миллионного бюджета.
«УТОМЛЁННЫЕ СОЛНЦЕМ 2»
Провал в прокате продолжения истории о бравом комдиве Котове был вызван несколькими причинами. Во-первых, зрителей смутил бескрайний пафос рекламной кампании: «Великое кино о великой войне» – это как-то чересчур даже для такого барина как Михалков. Сам режиссер и исполнитель главной роли – это во-вторых: роль почтенного киноклассика наподобие Клинта Иствуда ему никак не дается; интонации, с которыми Михалков пытается увлечь зрителя судьбами страны, отталкивают выспренностью; юмор, которым щедро посыпаны серьезные темы «Родни» или «Механического пианино», отдает здесь кислятиной и дубом. В-третьих уже и не надо – несмотря на мощную господдержку накануне очередных празднований Дня Победы, дилогия о войне собрала на порядок меньше бюджета.
«ОСНОВНОЙ ИНСТИНКТ 2»
Наверно, самый яркий момент, который вспомнят зрители оригинального «Инстинкта» 1980-х, это как Шерон Стоун демонстрирует отсутствие нижнего белья офицеру полиции, когда кладет ногу на ногу и затягивается сигаретой. В тот момент все мужики у экранов инстинктивно сглатывали слюну, а женщины, хоть и возмущались таким нравам напоказ, в тайне отождествляли себя с этой дерзкой дамочкой. Дамочке к моменту выхода второго фильма было под 50, эффект соблазнения оказался уже не тот. Как результат – жестокий коммерческий провал второго «Инстинкта»: 38,6 миллионов долларов сборов против 70 миллионов бюджета.
«2-АССА-2»
Сергея Соловьева никогда не подводило чувство времени и места, но ему как-будто не простили тот треш-калейдоскоп, который он вывел про день насущный в продолжении «Ассы» – сиквел прошел по стране мизерным количеством экранов. Даже если бы фильм была уготована благоприятная прокатная судьба, нет никакой уверенности, что широкому зрителю понравилась бы горькая ирония режиссера, который в угаре российского капитализма видит лишь гибель прекраснодушных идеалов первой «Ассы». Лозунг фильма «Хотели перемен?» звучит совсем уж издевательством: Кадышева, приправляющая клюквенным соусом цоевский гимн из первого фильма, задает такой градус безнадеги, что хочется назад, в карнавальный мирок «Черной розы», и еще дальше, в «Сто дней после детства» того же киноавтора.