Все экранизации «Тихого Дона»
На телеканале «Россия 1» в воскресенье, 29 ноября, стартует показ одного из самых ожидаемых многосерийных фильмов года. В первый же день можно будет увидеть сразу три серии «Тихого Дона» Сергея Урсуляка.
Новый сериал «Тихий дон» состоит из 14 серий
Главные роли исполнили Евгений Ткачук, Полина Чернышова, Сергей Маковецкий, Людмила Зайцева, Никита Ефремов. Съемки проходили в родных местах Михаила Шолохова – неподалеку от станицы Вешенской Ростовской области. Специально для сериала больше года строили декорации, весь же процесс работы над лентой занял почти два с половиной года. Создатели «Тихого дона» постарались сделать телефильм максимально исторически достоверным. Так, утварь и предметы быта собирали у коллекционеров и местных жителей, а также позаимствовали часть реквизита в музейных коллекциях. Отдельно пришлось потрудиться над убранством изб и дворов.
Режиссер сериала Сергей Урсуляк подчеркнул, что для него в сюжете Шолохова самой главной является идея о трагизме распада семей: «Мне хотелось бы, чтобы эту скорбь, досаду и трагедию ощутили зрители, чтобы они воспринимали судьбу Мелеховых, Астаховых, Коршуновых как своих родных людей».
Это не первая экранная версия романа Михаила Шолохова. Tricolor TV Magazine предлагает вашему вниманию еще три, снятые в разные годы.
«ТИХИЙ ДОН», 1930
Режиссеры: Ольга Преображенская и Иван Правов
В главных ролях: Андрей Абрикосов и Эмма Цесарская
Черно-белую ленту, несомненно, интересно будет сравнить с более поздними экранизациями. Трагическая ситуация, сложившаяся в России в начале прошлого века, Первая Мировая война и революция показаны здесь, конечно, в духе времени: фильм имеет явную идеологическую окраску, которой не было у Шолохова. Зато детали быта: утварь, устройство двора, одежда героев – изображены максимально достоверно, тем более, лента отснята буквально через несколько лет после выхода произведения. Картина получилась очень настоящей, хороша также игра актеров, и, несомненно, заслуживает похвалы операторская работа.
«ТИХИЙ ДОН», 1957
Режиссер: Сергей Герасимов
В главных ролях: Петр Глебов и Элина Быстрицкая
Вторая киноверсия романа Шолохова получила множество наград – «Хрустальный глобус», Диплом гильдии режиссеров США и различные советские премии. Фильм, снимавшийся в городе Каменск-Шахтинский, одобрил сам Михаил Шолохов. «Я рад, что фильм идет в одной дышловой упряжке с моим романом». – сказал он. На роль Аксиньи пробовались многие актрисы, в том числе Нонна Мордюкова, но Быстрицкую выбрал сам Шолохов. «Так вот же Аксинья!» – сказал он, просматривая кинопробы. Актеры, снявшиеся в главных ролях, прославились на весь СССР и получали множество писем. Впоследствии Быстрицкая вспоминала, что больше всего ее впечатлило послание от тридцати старейшин донских казаков, которые писали, что просят ее называться Аксиньей Донской.
«ТИХИЙ ДОН», 1994-2006
Режиссеры: Сергей Бондарчук и Федор Бондарчук
В главных ролях: Руперт Эверетт и Дельфин Форест
Третья экранизация воплотилась в виде семисерийного телевизионного фильма. Идея снять фильм появилась у Сергея Бондарчука еще в середине 60-х, он даже ездил советоваться к Шолохову, и писатель идею одобрил, но возвратиться к работе над лентой в силу разных обстоятельств удалось лишь к концу 80-х. Даже тогда средств на реализацию замысла не было, и Бондарчуку пришлось искать зарубежных партнеров. В общем-то, именно этим продиктован столь странный выбор главных актеров: по условиям договора, ключевые роли должны были сыграть иностранцы.
Фильм почти досняли, но опять не хватило средств. Начались тяжбы, недомонтированная лента была конфискована, Сергей Бондарчук так и не дождался выхода картины на экраны, и потом на протяжении 10 лет его вдова и сын Федор пытались вернуть фильм на родину. В итоге это удалось, сериал доделали, и в ноябре 2006 года на «Первом канале» наконец-то состоялась его премьера.
Эта версия «Тихого Дона» получила противоречивые отзывы критиков – от крайне негативных до весьма доброжелательных. Российское казачество не одобрило ленту. Тем не менее, работа получилась масштабной. От предыдущих экранизаций, помимо всего прочего, она отличается еще и тем, что здесь практически не показаны военные и политические события. Все внимание сконцентрировано на любовной линии и на драме, которую переживают главные герои.