Наверх
181

«Брат» и «Брат 2» – фильмы, которые навсегда изменили отечественный кинематограф. Сейчас в кино идет документальный фильм «Брат навсегда» от наследников, детей создателей того самого «Брата». Захватывающее погружение в съемочный процесс легендарных картин с уникальными архивными кадрами Балабанова и Бодрова, многие из которых будут показаны впервые. О том, как снимали документально-биографическую ленту, рассказал продюсер и режиссер картины Григорий Сельянов.

Как пришла идея снять «Брат навсегда»? С чего начался ваш фильм?

Начался он с простого желания снять событийный док и поехать в Америку, но в процессе разработки и производства открывались все новые и новые слои смыслов, как лично для нас, так и внутри самого фильма, в итоге он получился больше и теплее, чем мы его задумывали.

Кто из участников картины не соглашался сниматься либо с кем были трудности? Или, возможно, какие-то интересные истории?

Лизу Джеффри было сложно достать. И вообще всю американскую сторону фильма. Виктор Сухоруков не смог принять участие в проекте по ряду причин, в том числе из-за проблем со здоровьем.

Из пресс-релиза мы узнали, что съемки проходили и в Чикаго. Какие были сложности? Ведь мы помним, что Алексей Октябринович рассказывал, что он никаких разрешений не получал на съемки фильма.

Работа за границей – это всегда непросто, особенно когда все приходится организовывать находясь в России. Самое сложное было выстроить процесс дистанционно: найти команду, продакшн-студию, договориться обо всем заранее и только потом уже прилететь непосредственно на съемки. Нам очень повезло: мы нашли русских ребят, которые работают в кино в США, и именно они помогли нам организовать все на месте – мы работали через американскую компанию, которая официально занималась нашим продакшеном.

фильм Брат навсегда, съемки, фото
фильм Брат навсегда, съемки, фото
фильм Брат навсегда, съемки, фото
фильм Брат навсегда, съемки, фото

Сейчас такое возможно?

В Америке действительно есть своя бюрократия, и все зависит от подхода самой группы – наши ребята были очень аккуратные. Например, нам не удалось снять некоторые кадры на Брайтон-Бич, потому что для съемок на набережной нужно получать специальное разрешение от департамента парков, но из-за выходных мы просто не успели оформить пермит. Наши американские коллеги принципиально не хотели работать в обход. Мы не стали с ними спорить и в итоге нашли легальный способ снять эту сцену.

Но при этом в Америке к людям с камерой относятся удивительно спокойно. Мы могли просто взять большую камеру, выйти в центр Нью-Йорка и снимать город – и никто не оборачивался, никто не задавал вопросов.

Чем запомнились съемки в США?

Больше всего запомнилась скамейка в Чикаго, у реки, где в фильме «Брат 2» Бодров сидел и ждал брата. Мы специально нашли это место, и оно оказалось очень живым и наполненным сильной энергетикой. Вся скамейка исписана русскими надписями: кто-то оставил имена, кто-то – строки из фильма, кто-то просто написал: «Данила, мы помним». Это очень трогательно: видеть, как люди до сих пор туда приходят.

Помнит ли кто-то из американцев съемки того самого российского боевика? Какие воспоминания вам наиболее запомнились?

Да. У нас в фильме есть персонаж, чернокожий хозяин мотеля, где останавливалась съемочная группа фильма «Брат 2», он до сих пор работает там и помнит Надю и всю группу, помнит, в каких номерах они жили.

фильм Брат навсегда, съемки, фото
фильм Брат навсегда, съемки, фото
фильм Брат навсегда, съемки, фото
фильм Брат навсегда, съемки, фото

Как вы ответите критикам, которые говорят, что любые проекты, связанные с именем Балабанова, лишь спекуляция на легендарном кино?

Я думаю, странно обвинять нас в спекуляции, потому что для нас это кино – семейное. Мы делаем его изнутри этой истории – не снаружи, холодно используя жизнь создателей «Брата» как материал. Для нас Балабанов и его фильмы не просто легенда, а часть семейной памяти, и было бы странно считать, что мы «зарабатываем» на собственной семье.

К тому же на документальном кино невозможно заработать: это не тот жанр, где есть деньги. Если бы мы действительно хотели хайпа, мы бы сняли «Брат 3», придумали продолжение, сделали бы из этого франшизу. Но мы делаем фильм про людей, про атмосферу, про то, почему вообще это кино создавалось и почему оно живо до сих пор.

Сегодня было бы возможно снять картины «Брат» и «Брат 2»?

Технически, конечно, сегодня можно было бы снять фильмы «Брат» или «Брат 2». Камеры стали легче, деньги – доступнее, все можно воспроизвести до мельчайших деталей. Но какой в этом смысл? Эти фильмы родились из конкретного времени, из людей, которые тогда жили и снимали. Повторить это невозможно, потому что дело не в технологии, а в ощущении эпохи и внутренней честности авторов.

Сегодня можно снять другое кино – вдохновленное «Братом», спорящее с ним, разговаривающее с ним, но не сам «Брат». Его энергия принадлежит тому времени.

фильм Брат навсегда, съемки, фото
фильм Брат навсегда, съемки, фото
фильм Брат навсегда, съемки, фото
фильм Брат навсегда, съемки, фото

Какое кино нужно России сегодня?

Честное, теплое, сильное, но по возможности легкое, без перегруза, и так жизнь непростая.

Как вы думаете, почему стоит посмотреть фильм «Брат навсегда»?

Потому что это кино про семью, про любовь к делу, про приоритеты. То, что как будто забыто многими. Зрители часто пишут нам о том, что фильм напомнил им о каких-то главных, жизнеобразующих вещах, – и это вдохновляет.

Смотрите фильм о Балабанове, его кино и нас самих «Брат навсегда» в кинотеатрах страны.

Фото: «Вольга»

Фото автора.
Журналист TV Mag
ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.