В прокат вышла новая приключенческая комедия «Василий», где Александр Петров сыграл сразу двух героев-близнецов: простого учителя ОБЖ из поселка Ковылкино и его брата – мошенника, обманувшего мексиканских бандитов. Василий впервые отправляется навестить брата в Мексику, не предполагая, что ему предстоит применить все знания в ОБЖ на практике, чтобы спасти и себя, и брата. В картине, помимо Александра Петрова, сыграли Дмитрий Лысенков, Валентина Мазунина, Павел Ворожцов, Ян Цапник, Раиса Рязанова, Барбара Де Рехиль, Гильермо Кинтанилья, Эдгар Арреола и другие российские и мексиканские звезды. TV Mag поговорил с режиссером и одним из сценаристов фильма, автором нашумевшего сериала «Дайте шоу» Дмитрием Литвиненко.
Дмитрий, расскажите, как для вас началась эта история? Что вас в ней зацепило изначально?
Изначально продюсер Александр Андрющенко показал мне сизл-рил о герое, который отправляется за границу. Тогда еще не были придуманы близнецы, не было Мексики, но уже было ощущение путешествия россиянина в незнакомую среду. Это путешествие сразу показалось заманчивым, когда такой простой русский парень оказывается где-то далеко в экзотических для него обстоятельствах. За это мы и зацепились. Мы начали писать сценарий, так впоследствии и родилась история «Василия».
Вы с Андреем Золотарёвым и Юлией Савенковой – соавторы сценария «Василия». Как строилась совместная работа над историей? По каким поводам были творческие споры?
Мы работали по классике сценарной комнаты: собирались втроем, вместе писали, придумывали и переписывали эту историю. Творческие споры возникают всегда – и это классно. Мы это называем сценарием – пинг-понгом: ты споришь, доказываешь, бьешь в сторону оппонента этим аргументом, и чем ты сильнее лупишь, тем сильнее (а значит, интереснее) летит в ответ. И в этом обмене идеями, решениями и случается в итоге попадание.
Александр Петров играет разных по характеру близнецов. На ваш взгляд, в чем феномен этого актера?
Мы были знакомы с Сашей Петровым, но никогда не работали вместе. Это наш первый совместный проект. Работать с ним – абсолютное счастье и легкость. Феномен Саши Петрова в том, что он невероятно страстен в своей профессии, невероятно влюблен в нее и отдается ей фанатично, в хорошем смысле этого слова. Когда он пришел на одну из первых репетиций, я увидел у него огромный блокнот, исписанный заметками о своем персонаже. У него же там свой мир, рожденный после прочтения сценария. Это невероятно, насколько он глубоко погружен в свою работу: помимо стандартной работы актера над ролью, у него там еще множество заметок на полях, «подзаметок», тонов и полутонов, неведомых даже мне, как режиссеру.
Расскажите об особенностях съемки одного актера, который играет близнецов.
Мы снимали близнецов разными техническими способами, опробовали порядка пяти технологий съемок. Вообще, это было самое сложное на съемках. Саша должен был сначала сыграть за одного персонажа, потом переодеться, сыграть за другого персонажа. И при всем этом на память сохранять нужный темпо-ритм, вовремя подходить, вовремя моргать, где нужно, вовремя толкать воздух. Это очень сложная рутина, требующая терпения. Но мы научились, теперь можем снимать кино про близнецов без подготовки! (Улыбается.)
Съемки реально проходили в Мексике?
Да, конечно. До съемок мы объехали значительную часть Мексики в поисках локаций для фильма. В одном из штатов мы нашли деревню, которая стала прототипом деревни из популярного анимационного фильма «Тайна Коко». Это потрясающее место, но мы его не выбрали, потому что туда было неудобно добираться, и это признавали даже сами мексиканцы, которые говорили нам: «Скорее всего, вам это понравится, но деревня находится на отшибе, и добираться туда долго». Мы посмотрели, поудивлялись, пострадали и отказались от нее (улыбается). Остановили свой выбор на трех штатах: Мехико, Веракрус и Гуанахуато. Например, дом Игнасио снимался в нескольких часах езды от Мехико.
Расскажите, чем запомнились съемки в команде с мексиканцами? Что было для вас впервые?
Впервые у меня была международная картина, где около 15 человек были из российской группы, а остальные 150 человек – местные. При этом количество людей в каждом департаменте в Мексике строго регламентировано, и я все время думал, почему же их так много (смеется). Я решил взять местного второго режиссера, но мне пришлось долго настраиваться с ним на одну волну. Мексиканцы привыкли работать в стиле «маньяна» – никуда не торопясь, размеренно. И четко по бумажке, по плану. Мы же привыкли работать довольно быстро, ловко, шустро. Но позволяем себе следовать, скажем так, своим импульсам – например, есть ощущение, что актер готов к другой сцене, то снимаем ее, меняем сцены местами. Но этого никак не мог понять иностранный второй режиссер, пришлось потратить немало времени, чтобы показать своими действиями, что работа не по написанному может принести лучшие результаты. На второй неделе съемок в густонаселенном Гуанахуато они поняли, что наш подход верный, так как мы не могли там снимать четко по плану. А к концу съемок они признали, что наш метод правильный и точный: когда ты зависишь не только от бумажки, но и от собственной интуиции.
Ваш предыдущий проект «Дайте шоу» стал абсолютным хитом года. Какая в «Василии» актуальная проблематика, есть ли в этой комедии своеобразный «нерв времени»?
Спасибо за комплимент. Недавно читал рецензию, где один кинокритик написал, что видит в фильме «Василий» временные смыслы. Но мне как раз кажется, что, если «Дайте шоу» действительно актуален сейчас и может быть на злобу дня еще несколько лет, то «Василий» не совсем про время – это история, которая могла случиться в любой момент. Это о вечной проблематике, это о том, как найти своих людей, как бороться за них, даже если они не всегда хорошо с тобой поступали.
Когда мы думали, из какого теста создан Вася, то поняли, что это герой, который слушает Цоя, пересматривает фильм «Брат». После этого мы осознали, что уже не отвертеться от ощущения рифмы с фильмом «Брат», это ведь наш культурный код. И Вася, который летит в Мексику, представляет себя Данилой Багровым.
Знаете, мы начинаем с истории, а тема рождается сама уже в процессе, и для каждого зрителя она может быть разной. Когда я смотрел финальную версию в кинотеатре, практически впервые как зритель, то вышел и подумал: надо позвонить маме. Так вот, если бы кто-то из зрителей после просмотра вышел и позвонил своим близким, спросил: «Ты как?», это была бы победа. Мне бы очень этого хотелось.
Как вас изменили ваши последние проекты «Дайте шоу» и «Василий»? Что они дали лично вам?
Эти проекты дали невероятных людей, которые появились в моей жизни, дали знакомства и дружбу с потрясающими артистами. Что касается профессионального роста, то это покажет следующий мой проект. Какую тему я выберу, какую историю решу снимать, как это сделаю – это все будет влияние моего предыдущего опыта.
А каким будет ваш следующий фильм? Какие темы или истории вас сейчас волнуют?
Пока не готов говорить публично о конкретном проекте. Главное, чтобы в новых проектах для меня был вызов. Что касается темы, то меня, наверное, волнует скорее не тема фильма, а когда есть предвкушение истории. На создание фильма уходит как минимум два года. И если у тебя возникает четкое предчувствие, что ты хочешь прожить с этими героями и этой истории эти годы, что это будет увлекательно и интересно, то тогда ты это делаешь. Сейчас я хочу точно определиться, с кем именно я пойду в новое путешествие.
Фото: Максим Кашин, пресс-служба «НМГ Кинопрокат», Art Pictures Studio