Наверх
951

Оксана Бондарчук
Обозреватель TV Mag

12 сентября в прокат выходит новая, вторая экранизация Киностудии им. М. Горького знаменитой повести «Вам и не снилось» – драма «Вера». Лента режиссера Иры Волковой не ремейк советского хита, а новое прочтение повести Галины Щербаковой.

Фильм «Вера» рассказывает о матери Ромки, которая живет проблемами своей семьи. Все меняется, когда в ее жизнь входит первая любовь мужа. И сын, как назло, влюбляется в дочку этой женщины. Вера решает во что бы то ни стало разорвать эти отношения. Вера раздираема внутренними противоречиями… В ленте снялись Виктория Толстоганова, Ольга Сутулова, Алексей Розин, Евгения Громова, Ольга Лапшина, Наталья Бочкарева, Полина Меркурьева, Тимофей Тимков и другие. Накануне премьеры TV Mag поговорил с режиссером «Веры» Ирой Волковой – о ремейках, воспитании детей и женских кризисах.

Ира, расскажите, с чего для вас началась история новой экранизации «Вам и не снилось…»? Какие условия выдвинули продюсеры?

Киностудия им. М. Горького, которая была создателем первой экранизации «Вам и не снилось…», предложила мне стать режиссером «Веры». Адаптацией повести Галины Щербаковой занималась Ярослава Пулинович, один из ведущих современных драматургов и сценаристов, с которой мы вместе готовили другой проект и хорошо знали друг друга. Когда меня пригласили, студия уже пару лет вынашивала идею сделать новую экранизацию. Это был тот период, когда в кино было, наоборот, затишье на запуски экранизаций и такого всплеска ремейков.

Режиссер Ира Волкова

Режиссер Ира Волкова. Фото: Мария Козлова

Я очень осторожно отнеслась к предложению. Я не являюсь поклонником фильма «Вам и не снилось…» и вообще отношусь к другому поколению зрителей. Для меня главной задачей было не сделать ремейк. С ремейками я не работаю принципиально: не умею ничего повторять, копировать, переснимать. Но оказалось, что для студии это было тоже важно. Здесь мы сошлись: что это будет другое, новое кино со знакомым сюжетом.

Мне импонировало именно то, что Киностудия им. М. Горького хотела снять новую версию повести, взгляд на историю спустя 40 лет, ответить на вопросы, которые в той экранизации остались за кадром.

С чего началось ваше погружение в историю? Почему фокус внимания сместился на мать?

Во-первых, фокус внимания уже был смещен сценаристом Ярославой. Во-вторых, мне тоже показалась линия мамы интереснее других. В повести много линий, но именно линию мамы главного героя хотелось усилить, сделать более выпуклой, объяснить мотивации ее поступков, нарисовать психологический портрет женщины того времени. Поэтому началось все с этого погружения.

В этом ведь основное отличие от советского фильма «Вам и не снилось…». Какие у вас были впечатления от этой картины?

Фильм Ильи Фрэза – гимн победе любви, про всех персонажей мы знаем по чуть-чуть, но основная линия – подростковая любовь. Юные герои побеждают взрослых. У нас же наоборот – любовь подростков вскрывает внутренние противоречия взрослых. Наш фильм о родителях и взрослении детей. Он о семье. Линия мамы стала для нас основной.

Есть ли что-то личное в этом желании нарисовать портрет женщины, матери тех лет? Как присваивали себе эту историю?

Создавая образ героини, я думала о том, каково было моей маме, в целом женщинам периода застоя – конца 70-х. Стагнация брежневской эпохи перед глотком свободы, перед Олимпиадой, определяла в какой-то степени жизнь людей. Эта застойность отражалась и на семейных отношениях. В семье героини практически застывшие отношения между ней и мужем. Мы видим разные подходы к воспитанию детей у людей одного поколения. И можем сравнить с тем, что изменилось сейчас. Насколько воспитание детей стало другим.

фильм «Вера», режиссер Ира Волкова
фильм «Вера», режиссер Ира Волкова
фильм «Вера», режиссер Ира Волкова
фильм «Вера», режиссер Ира Волкова

Каким – другим?

Сейчас мы в основном даем детям больше свободы, мы понимаем, что они личности и имеют право на свое мнение, свой выбор, не пытаемся, я надеюсь, за них что-то решать. Раньше это было иначе. У Людмилы Петрановской есть статья «Травмы поколений», где очень подробно разбираются проблемы, которые есть и у нас в фильме. У нас в картине есть Вера, ее мама, и время, в котором Вера была маленькой, единственное воспоминание детства – Блокада Ленинграда. Вера – ребенок войны, который был лишен положительных эмоций, она не видела родителей вместе, мама занималась вопросами выживания, и ей было не до сантиментов. Это контекст времени, в котором формируется ее личность и чувства. Она переносит опыт своей матери в исполнении Ольги Лапшиной в свою жизнь и хочет навязать сыну, которого она лишает права выбора и «приказывает». А времена меняются, и этой гибкости у нее нет, она держится за то, что ей привычно. Это хорошо погружает нас в мир наших родителей, наших бабушек, в этом есть ключ к пониманию их поведения. Мы же другое поколение, выросшее в других реалиях.

Травма поколений еще продолжается?

Когда мы показывали фильмы на фестивалях, я видела и слышала по отзывам, что и сейчас есть семьи, где к детям относятся с властной позиции. Да и сам мир не всегда дает молодежи сделать выбор. В этом и актуальность фильма. Но за эти годы женщина хотя бы научилась не молчать о своих проблемах, обсуждать их с психологом, думать о себе, любить себя, понимать, что она имеет право на кризис среднего возраста, поддержку, новые отношения. Имеет право быть счастливой.

Расскажите про кастинг. Кого искали дольше всех?

У нас был масштабный кастинг. Долго искали актрису на роль Веры. Сложность была в том, чтобы попасть в тот самый возраст кризиса женщины. Кроме того, люди в 1978–1979 годах выглядели иначе, не была так развита косметология, хотелось найти органичный, естественный образ, чтобы за Верой и внешне и внутренне было интересно наблюдать большую часть экранного времени. Превратиться из любящей матери, которая называет себя «треской», в пиранью. Этот диапазон мы искали очень долго.

И еще я очень хотела, чтобы было не как в повести: в повести Вера – женщина с лишним весом, из-за которого у нее проблемы. Мы принципиально ушли от этого. В современном мире говорить о том, что у женщины что-то не очень в жизни, потому что она полная – глупо. Люди могут быть счастливы независимо от своего веса. Поэтому она не должна была быть полной. Проблемы нашей Веры внутренние. Поэтому когда я выбирала актрису, то искала женщину с обыкновенным телосложением. Мы много смотрели интересных актрис. Но когда возникла Виктория Толстоганова, я увидела, что в ней есть все, что я искала. В том числе скрытая внутренняя драма, которая читается в ее глазах. Она может быть и мягкой, и жесткой. Просто вдруг я почувствовала, что это она.

Не было сомнений, что маму Юли и первую любовь мужа Веры сыграет Ольга Сутулова – она носитель современности в прошлом. Она мудрая, любящая и умеющая принимать. Мама Ромы и мама Юли – это разные женщины одного поколения.

фильм «Вера», режиссер Ира Волкова
фильм «Вера», режиссер Ира Волкова
фильм «Вера», режиссер Ира Волкова
фильм «Вера», режиссер Ира Волкова

Как возник Алексей Розин в роли мужа?

Я сразу подумала о нем, когда читала сценарий. В нем должна была быть харизма. Таких любят, жалеют и терпят. Он снял с себя всю ответственность за семью, пряча свои кризисы за мнимыми приступами болезни… Он манипулятор, до последнего держится за свою жертву, потому что жить в мутном аквариуме привычнее, чем в чистой воде неизвестного океана.

Рому и Юлю сыграли Тимофей Тимков и Полина Меркурьева. Как их нашли?

Персонажей подростков искали особенно долго. Кастинг-директор Юлия Миловидова смотрела много кандидатур. Мне было важно, чтобы они не были взрослыми актерами, которые играют школьников, а все же были достаточно юными. Полину и Тимофея Юлия нашла, когда они поступали на актерский факультет, буквально в очереди на экзамен. Кстати, в итоге оба поступили.

Как приняли фильм первые зрители на фестивале «Зимний» и других смотрах?

Зрители очень хорошо принимают фильм. Конечно, мы везде пишем, что это не ремейк, так как современные ремейки в основном у людей вызывают отторжение. Зрители идут с предубеждением, особенно те, кто видел первую экранизацию, и очень удивляются, что это другой фильм. С предыдущей версией нас объединяет музыкальный код. Композитор Алексей Рыбников написал новую музыку спустя 40 лет к нашему фильму. Все фестивальные показы были очень теплыми, зрители подходили с желанием поговорить и чаще всего узнавали себя, свои отношения в семье и с детьми, такую интонацию, для которой не важно время действия, а важен человек, который во все времена может быть несчастлив и может совершить непоправимый поступок.

В основном, конечно, подходят женщины, мамы мальчиков, говорят, что через подобное проходили, до сих пор жалеют о каких-то своих поступках. И Вера помогла им посмотреть на себя со стороны. Я мама девочек, для меня было важно не промахнуться и показать на экране, что такое быть мамой мальчиков. Я пытливо разузнавала, изучала, спрашивала, где возникает компенсация в сыне из-за недостатка отношений с мужем. Это тонкая грань, которую мы выстроили на экране с Викой и Тимофеем.

фильм «Вера», режиссер Ира Волкова
фильм «Вера», режиссер Ира Волкова
фильм «Вера», режиссер Ира Волкова
фильм «Вера», режиссер Ира Волкова

Почему стоит сходить в кинотеатры на «Веру»?

Потому что есть темы, которые всегда волнуют людей. Потому что все начинается с любви и с семьи. Потому что быть родителями очень сложно. Потому что это фильм о матери, о взрослении сына. На протяжении фильма мы видим путь взросления, превращения мальчика в мужчину и как его мать это не принимает. Мне лично было очень интересно наблюдать этот путь, безумно! Эта история пришла ко мне, чтобы я, как родитель, тоже для себя ответила на волнующие вопросы. Этот фильм и для подростков, и для их родителей. Возможно, он поможет им понять друг друга.

Критика отмечает, что эта новая экранизация ближе к первоисточнику, к повести, нежели первый знаменитый фильм.

Понимаете, история повести – это трагедия. Мы следуем за повестью. Мы не стали идти на компромиссы. «Вера» – это не сказка. Но это не мрачная история, она постоянно на каждом повороте предлагает героине шанс. И в этом сопереживании мы движемся к финалу. Именно поэтому зрители, прожив правдивый опыт наших героев, я надеюсь, выйдут из кинотеатра с желанием воспользоваться своими шансами изменить жизнь к лучшему.


Фото: пресс-служба Продюсерского центра Киностудии им. М. Горького, Мария Козлова, личный архив Иры Волковой

Фото автора.
Обозреватель TV Mag
ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.