2 ноября в прокат выходит драма «Край надломленной луны» – полнометражный дебют режиссера Светланы Самошиной по сценарию Наталии Мещаниновой («Аритмия», «Снегирь», «Один маленький ночной секрет»). Это тонкая психологическая драма с Викторией Толстогановой, Анной Шепелевой, Машей Лобановой и Артемом Быстровым в ведущих ролях. В центре фильма – семья, в которой одинокая мать пытается воспитывать младшую дочь-подростка Соню, практически потеряв контакт со старшей дочерью. Однажды узнав о том, что мама много лет врала о смерти отца, а ему запретила общаться с дочерьми, 14-летняя Соня сбегает из дома. Старшая сестра отправляется на поиски и находит ее на старой даче. Там три женщины вынуждены наконец-то проговорить все проблемы, обиды и страхи, которые замалчивались годами. Картина получила Серебряного святого Георгия на 45-м Московском международном кинофестивале. Накануне премьеры TV Mag поговорил с режиссером проекта Светланой Самошиной.
Светлана, расскажите, какое ваше личное переживание легло в основу фильма «Край надломленной луны»? Дебют ведь обычно снимают о том, что наболело.
Для меня –мои отношения с мамой. Но сложно сказать, что именно это основа фильма. Сценарий писала Наталия Мещанинова, в этом тексте и фильме очень много от нее. Это тема, которая нас обеих волновала.
Откуда такое необычное название ленты?
Название придумала Наталия Мещанинова. Мне нравится, что оно ассоциативное, напрямую не связанное с фильмом. Что для каждого что-то свое может значить. Для меня оно про Сашу и ее надлом, боль, если коротко.
Как сложилось, что для вас, дебютанта, написала сценарий известный, востребованный автор Наталия Мещанинова? Ранее короткий метр вы снимали по сценарию Александра Цыпкина. Расскажите, как вам удается привлекать в работу таких популярных сценаристов?
На короткий метр «Хейт» по сценарию Александра Цыпкина меня нашли как режиссера (это проект KION), там уже были утвержденные текст и главная актриса Виктория Толстоганова, когда я присоединилась к проекту.
С Наталией мы давно знакомы, я занималась фестивальным продвижением ее фильма «Комбинат «Надежда». Я очень счастлива, что она согласилась писать этот фильм. Невероятное удовольствие работать с ее текстом.
Виктория Толстоганова также снимается в «Крае надломленной луны», вы изначально планировали ее на главную роль после съемок «Хейта»? Намеренно ли она в картине выглядит молодо, почти вровень со старшей дочерью? Расскажите в целом о кастинге, был ли момент мучительного выбора?
Читая текст полного метра, думала сразу про Викторию, но пугало немного именно то, насколько она молодо выглядит. Начали делать пробы, и ее были настолько убедительны, что стало понятно, что наша мать будет молодой.
Про остальной кастинг: сценарий писался изначально под Анну Шепелеву.
Все остальные тоже достаточно быстро нашли своих персонажей.
Я очень благодарна нашему кастинг-директору Ксении Марчук за то, что кастинг точно не был мучительным!
Какой референс вы предложили команде на подготовке к съемкам? Что было важно в этом фильме подчеркнуть визуально?
Я не люблю работать по референсам. Боюсь копировать, наверное. Делаю подборку живописи, кадров каких-то для обсуждения стилистики с оператором и художником, чтобы понять, что мы интонационно совпадаем.
Мне было важно, чтобы визуальный аспект не перетянул на себя внимание с героев, поддержал и дополнил их взаимоотношения.
Недавно вышла картина «Привет, мама!» со схожей темой. На ваш взгляд, почему сегодня так часто в кино обращаются именно к отношениям матери и детей?
Не знаю, вечная тема. Знаю, что давно не вступала в такой диалог как зритель с какой-либо картиной, как у меня это случилось с «Привет, мама!». Очень хороший фильм.
Сегодня каждый второй «гуру» из соцсетей вещает, что мамы виноваты во многом, неправильно воспитали подрастающее поколение: несамостоятельных инфантильных мужчин, травмированных женщин. Громко звучат споры, как лучше воспитывать детей. А вы как считаете?
Моему сыну Роберту три года. Когда я была им беременна, я прочитала тонну теоретической литературы о том, как надо воспитывать детей. И у меня был план, каким родителем я буду.
А родился Роберт, и план остался планом, а отношения конкретно с этим человеком строятся интуитивно. И совсем не по учебникам. Я стараюсь делать так, чтобы он чувствовал, что я всегда рядом, даже когда я по паре месяцев в киноэкспедициях, что я его люблю, что мне важно его мнение, стараюсь с ним много говорить и всегда его слушать. Но уверена, что как бы мы ни воспитывали детей, претензии у них потом все равно будут. Невозможно быть идеальным родителем.
Можно ли ребенка растить во лжи, если она во спасение?
Я думаю, что все очень индивидуально. Для каждой семьи, ситуации, человека. Лучше без лжи, конечно. Она мешает отношениям.
В скором времени выйдет сериал «Первый класс». Можно сказать, вы продолжаете исследовать тему отношений матери и ребенка?
Эта история о том, на что мы готовы ради успеха. И конечно, про то, как мы этот успех проецируем на своих детей, забывая, чего эти маленькие люди на самом деле хотят.
За какими эмоциями идти зрителю в кинотеатры на «Край надломленной луны»?
Надеюсь, что за искренними.
Фото: кинокомпания «Пионер»