Что делать, если формированная эволюция отучила людей от боли и превратила всех их в слишком развитых самозабвенных существ? Правильно: нужно срочно вернуть и заново открыть необычные ощущения, чтобы кайфовать что есть силы и заодно пытаться вывести идеального человека. Как именно это сделал Сол Тенсер и его команда, расскажет футуристично-«туловищная» ужас-драма Дэвида Кроненберга «Преступления будущего», которая выходит на экраны 1 сентября.
СУТЬ ДЕЛА
Нынешнее человечество уже давно отошло от эволюции в привычном виде: зачем что-то менять в себе, когда за тебя всё могут делать современные технологии? Однако в недалеком будущем техно и био, наконец, сольются воедино: большинство механических преображений создают «синдром ускоренной эволюции», что позволяет человеку избавиться от физической боли и инфекционных заболеваний, а операции теперь проводятся безо всякого наркоза, словно обычная стрижка. На волне новшеств особую популярность обрели Сол Тенсер и его ассистентка Каприс – новые анатомические циркачи. Они сотворили с собой нечто такое, что позволяет им вскрывать свои тела на публике и демонстрировать органы, среди которых есть и совершенно новые, что никогда не появлялись ни у одного человека при рождении.
Эксперименты Тенсера и его компаньонши вызвали большой интерес особых ведомств – в том числе таких, как всемогущий Национальный реестр органов. Этот государственный комитет отправляет к Солу возбудимую и крайне любопытную агентессу Тимлин. Наблюдая за их опытами, она довольно быстро понимает, что эти фанаты биотехнологий не настолько одержимы прогрессом и стремлением создать совершенного человека. Их куда больше привлекают все виды новых ощущений и мучительных наслаждений с помощью скальпеля и других хирургических приспособлений, что в наше время назвали бы откровенными извращениями.
СОЗДАТЕЛЬ
Не нужно напоминать, как давно этот человек стал одним из главных гуру киноиндустрии и, по сути, вошел в число режиссеров, определяющих понятие «творец-жанр». Через полгода Дэвид Кроненберг отметит свое 80-летие, и уже 53 года продолжается его карьера. Конечно, за эти годы канадский маэстро менял направление и пробовал относительно новые жанры, но ключевыми в его творчестве всегда оставались две движущие силы – жестокость и противоречивая людская страсть.
По своей сути, нынешние «Преступления будущего» – это возвращение Кроненберга к истокам во всем. Во-первых, второй фильм в его фильмографии назывался именно так, но не имеет никакого отношения к нынешней картине. Во-вторых, до нынешнего тысячелетия Дэвид Милтонович только и специализировался на боди-хорроре во всех его проявлениях, то и дело превращая человечье тело в инструмент для баловства, словно речь идет о пластилине или конструкторе. В-третьих, со времен «Экзистенции» 1999 года он не снимал фильмов научно-фантастического толка, а теперь великий режиссер вернулся ко всему сразу. По своей стилистике «Преступления»-2022, конечно, очень напоминают «Автокатастрофу» – страшную картину, главные герои которой пытались получать сексуальное удовольствие от боли при помощи всех видов ДТП. По принципу этот фильм очень схож с многими картинами Кроненберга, начиная с «Судорог» 1975 года выпуска. Ну а по динамике превращения новинка отсылает нас к другому эпохальному фильму Кроненберга – великой «Мухе».
Но, пожалуй, ни один фильм мастера не совмещал столько любимых им деталей. Тут и много игр с органами человека, включая доселе неизвестные. Здесь же – болезненные сексуальные игрища, отличающиеся по своей извращенности от даже самых смелых сексуальных приключений нашего времени. После съемок, которые прошли год назад в Афинах, Кроненберг привлек и почти родного композитора Говарда Шора, который создавал музыку почти ко всем его фильмам.
ЗВЕЗДЫ
На главную роль мистер Дэвид не поленился пригласить и своего любимого актера. Конечно, Вигго Мортенсен слишком велик, чтобы делать его домашним исполнителем отдельно взятого режиссера, о чём свидетельствуют недавние «Зеленая книга» и «Капитан Фантастик», эпопея «Властелин колец» и выдающийся душевно-пронзительный постапокалипсис «Дорога». И все же именно у Кроненберга американский волшебник перевоплощения сыграл самые особенные роли. Взять хотя бы свирепую «Оправданную жестокость» или очень родной для нас «Порок на экспорт», ради которой Мортенсен выучил не только русский язык, но и манеры русских бандитов и обычных людей, пожив в Москве, Петербурге и Нижнем Новгороде. И вполне вероятно, «Преступления будущего» станут новым особенным фильмом в его богатой трудовой биографии.
Компанию Вигго составили две особенные девушки. Леа Сейду очень быстро стала чуть ли не самой востребованной молодой актрисой Франции: достаточно было сыграть в откровенной и местами граничащей с порно драмой «Жизнь Адель». Потом она получила главную роль в «Красавице и чудовище» и важную – в новой серии Бондианы «007: Спектр», а ведь не все помнят, что Сейду снималась в «Бесславных ублюдках» и «Робине Гуде». Последние большие роли Леи – «Суперзвезда» и «Внебрачные связи». А вот Кристен Стюарт многие годами называли самой неэмоциональной актрисой Голливуда, которая везде совершенно одинакова. И хотя она блеснула еще в детстве благодаря финчеровской «Комнате страха», на олимп девушка зашла благодаря прославленным «Сумеркам». Тем не менее первую номинацию на «Оскар» Стюарт получила только в этом году благодаря биографической драме «Спенсер» о принцессе Диане. Кажется, именно «Преступления» должны доказать всем, что Кристен может быть совершенно иной, чем принято думать.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ
Новое творение Кроненберга не нуждается в дополнительных уточнениях и мотивации, равно как очередная работа от тех же Тарантино, Джармуша, Бойла, Скорсезе, Скотта, Кэмерона и других гипергигантов индустрии. И да: счастье, что этот фильм-событие все же добрался до наших кинотеатров.
Учитывая откровенность новой ленты, несколько раз подумайте перед походом, но, если уж решились, дерзайте и смотрите внимательно, чтобы никто потом не мучил вас кривыми пересказами всего самого главного в очень непростом и глубоком фильме. К слову, многие критики уже назвали «Преступления» самым добрым и оптимистичным фильмом маэстро.
Фото: 2022 SPF (Crimes) Productions Inc. Argonauts Crimes Productions SA, / Nikos Nikolopoulos