Наверх
1471

В воскресенье, 10 апреля, смотрите на канале «Наше HD» единственную комедию Алексея Балабанова «Жмурки», которая вдруг стала снова актуальной.

1995 год. У двух мелких братков, Сережи и Саймона, не очень складывается карьера. Сначала химик, синтезирующий наркотики, настолько активно сопротивляется крышеванию своей лаборатории, что его приходится пристрелить. А потом срывается совсем, казалось бы, простое поручение: после обмена чемодана денег на чемодан героина героев грабят среди бела дня лиходеи в масках. Разъяренный таким лоховством подчиненных авторитет Михалыч дает им последний шанс исправиться – и Сережа с Саймоном бросаются искать товар, а заодно тех, кто их подставил. Или кинул, как поправляет Михалыч.

После трагического срыва съемок картины «Река», где погибла ключевая актриса, режиссер Алексей Балабанов вернулся к теме беспредела 1990-х, только в другой тональности, нежели в «Брате». Созданный явно с оглядкой на криминальные комедии Квентина Тарантино и Гая Ричи, фильм «Жмурки» во многом им наследует. Здесь тоже большое количество персонажей устраивает карнавал насилия в стремлении урвать большой куш. В «Жмурках» не такой разнообразный саундтрек, как в «Криминальном чтиве» или «Рок-н-ролльщике», но если музыка выходит на первый план, то уже не забывается никогда – как, например, «а-а-а, лук эт ми нау» в исполнении Саймона, размахивающего топором.


Диалоги здесь щедро пересыпаны юмором, что дезориентировало первых зрителей фильма. От новой картины Балабанова ждали то ли «Брата 3», то ли новых приключений «Бригады» – наличие в кадре Дмитрия Дюжева располагало к такой трактовке. Но если Тарантино и Ричи оставались в рамках развлекательного мочилова без дидактических претензий, то свою единственную комедию Балабанов снова насытил философией русской жизни.

Здесь даже намек на тарантиновский треп про четвертьфунтовый чизбургер превращен в конфликт жизненных укладов России и Запада, ксенофобские подколки смотрятся мило и естественно, а устами младенца глаголет симпатия к ненасытному крокодильчику, в пасть которому не жалко бросать живых мышек. Вся же картина смотрится живой и притягательной иллюстрацией простонародного тезиса: «Не ... ‹обманешь› – не проживешь».

Учитывая эти установки и концовку с видом на Кремль, начинаешь понимать, почему «Жмурки» попали в ретроспективу Балабанова на волне импортозамещения в кино. Значительно актуальнее, чем в год создания (2005), смотрится сквозящая тут из всех щелей бравада. Пусть она и сформулирована не так внятно, как афоризмы Данилы Багрова, подхваченные идеологами новой российской действительности.

Конечно, «Жмурки» можно рассматривать и как жупел из серии «вы что, хотите как в 1990-е?», и как вереницу ярких образов, которыми можно любоваться без лишнего внимания к запутанному сюжету. Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков, Никита Михалков, Гарик Сукачев, даже совсем эпизодические Рената Литвинова и Александр Баширов здесь играют с азартом, порой затмевающим их более значительные работы. В любом случае этот фильм остается заметной работой важнейшего киноавтора современной России. И к «Жмуркам» никогда не поздно вернуться.

Смотрите криминальную комедию «Жмурки» 10 апреля в 19:30 на канале «Наше HD».

«Наше HD» – телеканал собственного производства Триколора, доступный зрителям как на спутнике, так и через интернет в онлайн-сервисе kino.tricolor.tv, приложении «Триколор Кино и ТВ» для мобильных устройств, Smart TV и на подключенных к интернету гибридных приемниках и TV Box.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.