Наверх
2359

Оксана Бондарчук
Обозреватель TV Mag

13 мая в прокат выходит новый фильм режиссера, сценариста и актера Александра Молочникова – драма «Скажи ей». В фильме о том, как родители не могут поделить сына после своего развода, снялись российские звезды: Светлана Ходченкова, Артем Быстров, Алексей Серебряков, Игорь Черневич, Ирина Розанова, Марина Игнатова и другие артисты. Главную роль исполнил юный актер Кай Гетц. Накануне премьеры TV Mag поговорил с автором фильма Александром Молочниковым про разводы, успех на «Кинотавре» и детские травмы.

Александр, история о распаде семьи автобиографична. Что в «Скажи ей» вымысел, а что взято из реальной жизни?

Это не важно. Ведь «Скажи ей» – художественное произведение, а не байопик, нет никакой разницы, насколько этот фильм про мою жизнь.

Почему писали сценарий с двумя разными авторами?

Российскую часть мы начинали писали с Ильей Тилькиным. А американскую часть истории писал Александр Талал. Это нормальная практика. Американские сериалы, например, пишет целый штаб авторов, по восемь-десять человек.

Первые зрители фильма уже отметили убедительную игру юного актера Кая Гетца. Работать с детьми на площадке сложно. Как вы добивались нужного состояния Кая на площадке?

Кай – очень талантливый, способный и ответственный актер, мы его нашли среди пяти сотен детей, которых отсмотрели во время кастинга. На площадке Кай, как взрослый артист, берет время, набирает эмоции и входит в кадр в нужном состоянии. В фильме было много сцен, где он должен был быть в крайнем, даже предэпилептическом состоянии. Иногда он сам подходил ко мне и просил его подготовить к такой сцене. Мы говорили с ним о том, что его ранит, спасибо, что он впустил меня в эту зону и доверился. Стало понятно, какие воспоминания вызывают у него подключение к герою. Беседы на больные, сложные для него темы доводили актера до нужного состояния. В том числе до слез. Поэтому в фильме нет никаких «глицериновых слез», Кай существует в кадре по-настоящему. Мальчик работал буквально по Станиславскому – подкладывал под игру свои собственные детские переживания и потери.

Александр Молочников, режиссер драмы «Скажи ей»

Как во время кастинга вы поняли, что он подходит на эту роль?

Если актер может объемно сыграть комедийную сцену, то он будет хорош и в драме. Кай справился с задачей. Впоследствии у нас было много репетиций, и мы внутренне надеялись, что все получится, но это были своего рода продолжения проб. На самом деле мы весь фильм отрепетировали до съемок – со Светланой Ходченковой, Артемом Быстровым, ездили к Алексею Серебрякову. Практически весь фильм отрепетировали и сняли в черновом варианте.

То есть вы приверженец репетиций, а не первого, «свежего» дубля?

Первый, «свежий» дубль на площадке действительно бывает прекрасен. Но мне пока не хватает смелости прийти на площадку и снимать на авось, надеясь, что все будет в порядке. Все-таки во время репетиций открываются и ищутся нюансы сцен, даже изменяются диалоги. Наверное, фильмам с документальным существованием актеров, как у Бориса Хлебникова, например, или Натальи Мещаниновой, нужен первый дубль, чтобы было ощущение импровизации.

Были ли другие кандидаты на роль мамы и папы? Или сценарий писали сразу под Светлану Ходченкову и Артема Быстрова?

Если честно, сценарий писался под другую пару актеров. Хотя и тогда не было ощущения, что только они должны быть в главных ролях. Впоследствии их графики не совпали со съемками. О чем не жалею, потому что у Светланы и Артема получились две прекрасные актерские работы.

Действие фильма разворачивается в 90-е. Насколько развод из девяностых, образы персонажей из нашего времени?

Сама тема и модель поведения родителей из фильма актуальны. Это видно по тем показам, которые прошли на «Кинотавре», ММКФ: зрители искренне подключаются, сопереживают героям, узнают в них себя или своих знакомых. Единственное, что сюжетный поворот – отъезд героев в Америку – в наше время не кажется каким-то бесповоротным событием. Ведь это только в девяностые и в предыдущие волны эмиграции уехать в Америку означало уехать навсегда. В то время это была полная перемена жизни. Так распадались семьи – родители разводились, и один из них покидал страну.

«Скажи ей» имел успех на «Кинотавре», в отличие от вашего дебюта, фильма «Мифы». Чувствуете, что взяли реванш?

Эта история совсем не про реваншизм. Возможно, «Мифы» не получились так, как задумывались, критики покидали кинозал во время просмотра на «Кинотавре», и фильм не собрал в прокате столько, сколько должен был, но этот провал не ощущается как провал. Это был крутой опыт: я снял свой первый фильм, собрал всех главных звезд страны, и мы вместе пустились в авантюру, которая, так или иначе, состоялась. Это был офигенный трип, покруче многих наркотических. Мне нет необходимости брать реванш перед критиками или за что-то мстить, а к вопросу «Мифов» мы еще вернемся – лет через десять (улыбается).

Вам 29 лет, вы сняли уже два полнометражных фильма. Есть ощущение, что у вас нет проблемы начинающих режиссеров – поиска продюсера и финансирования.

У меня тоже есть такая проблема. Я не вхож ни в какие тусовки, меня не расценивают всерьез ни в театральном, ни в кинематографическом сообществе. Никогда не был номинирован на «Золотую маску» или обласкан на «Кинотавре». А у сильных мира сего фамилия Молочников ничего, кроме раздражения, зачастую не вызывает. Поиски финансирования на «Скажи ей» заняли почти год! Было важно это сделать, и я искал, параллельно работая в театре. Были договоренности с тремя продюсерами, и со всеми сделки срывались. Но в определенный момент Роман Аркадьевич (Роман Абрамович. – Ред.) выделил деньги на «Скажи ей», за что ему большое спасибо, ему и Александру Цекало, под ответственность которого их и выделили.

В общем, ваш секрет в упорстве.

Я бы сказал, в занудстве (улыбается).

Вы анализировали для себя одну из тем фильма – почему люди любят друг друга, а потом так люто ненавидят?

Не уверен, что есть универсальный ответ на этот вопрос, так как ситуации в парах бывают разные. Другое дело, что в Советском Союзе, например, развод был менее популярен. Я знаю советские пары, которые были счастливы друг с другом и в последние годы совместной жизни, они были как единый организм. Мне кажется, этот феномен является чем-то ушедшим. Традицией нашего времени стал развод, а не долгий брак. Сейчас вообще сложно представить пару, которая была бы в браке больше десяти лет. Это история, скорее, печальная. На фоне сегодняшних реалий эта советская наивность меня привлекает и вызывает во мне уважение. Возможно, это то немногое, что вызывает уважение в том периоде нашей истории.

Наивность?

В том, что люди не были развращены информацией. Они не знали, простите, о фистинге или о сексе втроем, может, от этого им было проще жить. Не знаю, я не социолог, предполагать только могу.

Кому стоит посмотреть «Скажи ей»?

Если человека интересует, как ладить с детьми, как вести себя при разводе, как себя чувствуют дети, когда родители при них ссорятся, как быть, когда возникает соблазн свести счеты с супругом или супругой через ребенка, кто столкнулся с этим в детстве – им стоит посмотреть кино. Не потому, что мы хотим объяснить зрителю, как жить. А просто чтобы посмотреть чужой опыт, довольно драматичный. Увидеть фильм о том, как трудно любить кого-то, не любя себя в нем.

Фото: ©ПК «Среда»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.