Наверх
1522

Оксана Бондарчук
Обозреватель TV Mag

Тимур Бекмамбетов снял свой новый фильм в качестве режиссера. Лента «Девятаев» основана на реальной истории Героя Советского Союза, летчика-истребителя Михаила Девятаева и рассказывает о его подвиге – побеге из немецкого плена с засекреченного острова, где идут испытания немецких крылатых ракет. Места, откуда убежать невозможно. TV Mag поговорил с Тимуром Бекмамбетовым об уникальности «Девятаева», работе с Павлом Прилучным и современных героях.

Тимур, вы продюсируете в три раза больше фильмов, чем режиссируете. Почему среди огромного выбора вы предпочли стать режиссером именно «Девятаева»? Чем для вас был особенен этот проект, что вы сказали: «Я хочу это снять сам!»?

Не смог пройти мимо этой истории. Совпало сразу несколько факторов. Во-первых, сама эта история родом из Казани. Здесь живет и работает моя жена. Ее визажистом оказалась внучка Михаила Девятаева. Она сначала рассказала о своем дедушке моей жене, моя жена пересказала мне, и вместе мы познакомились с сыном Девятаева – Александром. Потом уже была книга «Побег из ада», где сам Михаил Петрович вспоминал о событиях тех дней. Человек, который попал в немецкий плен, оказался с клеймом предателя, ведь, согласно приказу Сталина, все, кто оказывался в немецком плену, приравнивались к предателям, но не сломался, не потерял желания вернуться на родину. И совершил невозможное – угнал немецкий бомбардировщик с особо охраняемого острова прямо из-под носа у немцев, где они разрабатывали сверхсекретные баллистические ракеты. Это же готовый киносценарий – его оставалось только снять.

Как вы поняли, что именно Павел Прилучный подходит на роль советского летчика?

Я изначально думал, что он сыграет антагониста главного героя, но потом понял, что Паша – это идеальное попадание в роль Девятаева. Я больше всего не хотел создавать на экране образ идеального героя, этакий памятник Девятаеву в бронзе. Мне важно было показать максимально живого человека – и Прилучный как раз такой: живой, неуправляемый, темпераментный и при этом сентиментальный, отзывчивый. Уже с первых репетиций было понятно, что мы нашли главного героя. А потом фильм посмотрел сын реального Девятаева и сказал: «Ну, наверное, не все было так, как показано на экране, но да, это мой отец». И это самое главное признание для меня и для Паши.

Режиссер Тимур Бекмамбетов на премьерном показе фильма «Девятаев» в Екатеринбурге

Как вам опыт съемок дистанционно? Хотели бы повторить его?

В каком-то смысле мы уже давно снимаем дистанционно – еще с 90-х годов, когда появилась технология плейбэка. Режиссеру больше не нужно было стоять рядом с оператором на съемочной площадке – он видел картинку на мониторе в специально оборудованной комнате или палатке. Так получилось и с «Девятаевым», просто я был уже не в нескольких десятках метров от площадки, а в нескольких тысячах километров. Но видел картинку также у себя на экране, мог давать указания людям на площадке без задержек и заминок – спасибо современным технологиям. Опыт был вынужденный – просто началась пандемия, а съемки нужно было завершить, не подвергая риску актеров и съемочную группу. Но он пригодился и для наших голливудских проектов – наш новый фильм здесь снимали тоже дистанционно по виртуальному режиссерскому пульту.

Оглядываясь назад, опишите ваш самый сложный, выматывающий съемочный день на проекте.

Самыми сложными, наверное, были съемки сцен в концлагере – эта тяжелая атмосфера моментально передавалась всем членам съемочной группы, поэтому часть сцен в итоге мы даже убрали из фильма, потому что не хотели спекулировать на ужасах.

Что значит герой сегодня? В чем исключительная смелость человека в условиях настоящего мира?

Геройство – это, несмотря на все обстоятельства, оставаться человеком. В этом гуманизм всех лучших советских фильмов о войне. Все фильмы о войне, которые я люблю, они про одно – что на войне испытываются человек и отношения между людьми. Защищать Родину – это твой долг, но ты должен оставаться человеком.

Фильм основан на реальной истории Героя Советского Союза Михаила Девятаева

В интервью вы упоминаете, что снимаете для поколения Z. Какое оно для вас? И где вы знакомитесь с этим поколением, где наблюдаете его в вашей жизни?

Наблюдаю теперь в TikTok, где я недавно зарегистрировался. Общаюсь в нашем шоу DreamApp в YouTube, куда приходят сотни талантливых молодых ребят с идеями для фильмов, сериалов и развлекательного контента. Работаю с ним бок о бок и на наших проектах в России и в Америке. В России, например, мы закончили фильм с прекрасным молодым режиссером Анной Зайцевой, чей дебютный полный метр #хочувигру я продюсирую. В США много молодых ребят до 30, они сценаристы, продюсеры и актеры в наших фильмах. Это прекрасное, талантливое и свободное поколение, и мне с ним очень интересно общаться и работать.

Сколько времени вам нужно для того, чтобы понять, интересная история для кино или нет? Бывало ли, что первые строчки сценария не впечатляли, но потом история захватывала полностью?

Иногда это понятно с первых слов. Но, вообще, всегда достаточно одного обстоятельства из жизни героя – вымышленного или реального, чтобы понять, насколько эта история зацепит зрителя. История первостепенна, а над сценарием можно и поработать.

Что вас сейчас волнует настолько, что вы думаете об этом перед сном?

Выход следующего фильма после «Девятаева». А вообще, я просто стараюсь не забыть обо всех идеях, которые рождаются в моей голове.

Какой последний фильм вы посмотрели для души?

Для души стараюсь путешествовать или ходить в музеи и смотреть на искусство, а не смотреть кино. Вот недавно вернулся из Индии…

Фото: Sony Pictures, Михаил Морозов/ mrfrosteburg,

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.