Представь, что сегодня ты лишаешься самого дорогого человека, завтра – привычной работы, а послезавтра тебя ждёт мгла пугающего ближайшего будущего. И нет, речь не о постпандемийной реальности нынешнего дня, а о финансовом кризисе-2011, оставившем на произвол судьбы огромную массу людей. Ферн оказалась среди миллионов обездоленных американцев, однако зрелая волевая женщина решила пойти по миру, чтобы найти себя в новом тревожном мире. Что из этого вышло, рассказывает стартующая в России 11 марта драма «Земля кочевников».
СУТЬ ДЕЛА
Сейчас нам кажется, что таких кризисов, как сейчас, планета ещё не видывала. Однако десять лет назад мир так же интенсивно затягивал пояса, и особенно заметно это коснулось США. Финансовая беда 2011 года накрыла Штаты и позакрывала массу предприятий по всей стране: в их число незаметно попал и гипсокартонный завой «Эмпайр» в Неваде, выгнав на улицы сотни людей. В их числе оказалась и немолодая женщина с редким именем Ферн, которая проработала здесь почти всю жизнь с любимым супругом. Но её муж недавно отошёл в мир иной, а она сама осталась не только в одиночестве, но и без средства к существованию. Перед ней встал выбор: досрочно уйти на пенсию или попробовать что-то изменить.
Решив, что ждать больше нечего, Ферн распродаёт почти всё, что нажито непосильным трудом, покупает годный для путешествий фургон и стартует в Аризону, где прямо на территории пустыни проходить специальный фестиваль «Рандеву на колёсах», призванный поддержать обездоленных кочевников. Поняв, что перемещаться по стране проще, чем кажется, Ферн решает продолжить путь в поисках сезонной работы и заодно начинает осматривать разные территории Америки. Несмотря на массу испытаний, она открывает для себя невероятно много нового – особенно интересных людей, которых она никогда бы не встретила, если б не заставила нужда.
СОЗДАТЕЛИ
Хлоя Чжао – представительница относительно нового поколения режиссёров, которые умудряются снимать вполне себе фестивальное кино, которое прекрасно может зайти и в сердца обычных граждан. Родившись в Китае, но в подростковые годы переехав в англоязычный мир, она с юных лет интересовалась социальными и этническими темами. В 33 года это подтолкнуло её снять первый фильм – «Песни, которым научили меня мои братья», посвящённый жизни молодых индейцев из резервации в Южной Дакоте.
Пару лет спустя, в 2017-ом Чжао выпустила второй кинотруд – «Наездник», повествующий о жизни ковбоя, который был вынужден изменить жизнь после травмы головы. В этих двух фильмах китайско-американский режиссёр обозначила две важные тенденции: во-первых, она всегда играет роли сценариста и продюсера в своих фильмах, а во-вторых, в её сюжетной основе постоянно лежит потеря и перелом уклада жизни, с которым нужно справляться главному герою.
Изначально права на экранизацию книги «Земля кочевников: Выжить в Америке XXI века» приобрела исполнительница главной роли Фрэнсис Макдорманд, но выбрала Чжао в качестве режиссёра после просмотра «Наездника». Что характерно, к этому моменту Хлоя уже согласилась на работу в супергеройском фильме «Вечные», который выйдет только в ноябре. В итоге съёмки обеих картин шли осенью 2018-го года, и режиссёру приходилось делить себя между двумя площадками. К слову, «Земля кочевников» уже запрещена к показу в Китае из-за специфических отношений Чжао со своей родиной: как-то раз она обмолвилась, что там «врут повсюду», и с тех пор она персона нон-грата в отчем краю.
ЗВЁЗДЫ
Помимо продюсерской функции, Фрэнсис Макдорманд исполнила в фильме главную и вновь чрезвычайно проникновенную роль. И строго говоря, мы не вспомним в карьере одной из самых необычных американских актрис неудачных выступлений. Весь мир узнал её благодаря плотнейшему сотрудничеству с режиссёрским братским тандемом Коэнов: начав с «Просто кровь» и «Воспитывая Аризону», Фрэнсис поймала тотальный успех в 39 лет благодаря «Фарго», с которым она выиграла первый «Оскар». Но на этом её союз с Коэнами не закончился: потом были «Человек, которого не было» и «После прочтения сжечь» – между первым и последним фильмом прошло 24 года! Впрочем, чему тут удивляться, если уже после первой работы она вышла замуж за Джоэла Коэна? Однако новый взрыв Макдорманд пришёлся на 2017-й год и «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури»: особенная роль безутешной матери из глуши принесла ей второго «Оскара». Кажется, сейчас опытная американская актриса идёт на третий: нынешняя роль стилистически очень похожа на ту.
Второй звездой фильма стал Дэвид Стрэтэйрн, который недавно отметил 72 года. Для современного поколения зрителей он известен, прежде всего, по «Ультиматуму Борна», дилогии «Годзилла» и «Клану Сопрано», но более матёрые поклонники кино помнят его по «Доброй ночи и удачи» и «Долорес Клэйборн». К слову, в фильме снялось немало реальных кочевников и вечных путешественников. Например, знаменитый странник Боб Уэллс фактически сыграл сам себя.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ
Критики моментально полюбили «Землю кочевников», как и большинство других бенефисов Макдорманд. Впрочем, похвалы удостоилась не только её традиционно безошибочная актёрская игра, но также сюжет, пейзажи и остро социальная тематика: мало кто задумывается, насколько нищей предстаёт Америка в периоды кризисов, и насколько трудной бывает жизнь обездоленных тружеников в «стране возможностей».
Любителям экзистенциально-житейских драм и фильмов о волевых личностях в трудных ситуациях, а также поклонникам талантов Макдорманд новый фильм Хлои Чжао обязателен к просмотру.
Фото: IMDb