Еще вчера они были простыми девчонками из соседнего двора, со своими мечтами и планами о счастливой жизни. Они не думали, что станут героями и ценой своих жизней спасут город... Ленинград, 1943 год. После прорыва блокады была построена секретная железная дорога, соединившая осажденный город со всей страной. Работать в «Коридоре смерти» было опаснее, чем сражаться на фронте. Но каждый прошедший состав спасал тысячи жизней.
27 января 2020 года вся страна и Санкт-Петербург отметят 76-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Однако до сих пор эти трагические события открывают множество неизвестных фактов. Одним из таких фактов является строительство железнодорожной магистрали, возведенной в тяжелейших условиях за 17 дней под огнем противника сразу после прорыва блокады, в январе 1943 года. Эту дорогу строили, защищали и водили по ней поезда вчерашние школьницы. Опытных машинистов доставляли спецрейсами с фронта. Один состав провозил грузов, как 1000 полуторок по ладожской Дороге жизни. В сутки в Ленинград проходило до 35 поездов, что позволило накопить силы и разбить врага у стен города. Работать в «Коридоре смерти» было так же опасно, как воевать на фронте.
Этой железнодорожной ветки не было на картах СССР. Ее запрещалось фотографировать и снимать на кинопленку, о ее работе не упоминали в сводках Совинформбюро, молчали о ней фронтовые корреспонденты. Она родилась и умерла в секрете. Мало кто знает о ней и сейчас…
Официально магистраль называлась «Дорога Победы». Сами железнодорожники из-за большого количества жертв называли этот путь «Коридором смерти».
Прототипами многих героев фильма являются реальные участники событий. Историческим и литературным консультантом фильма стал Даниил Гранин, писатель, фронтовик, Почетный гражданин Санкт-Петербурга.
Замысел фильма появился еще в 2009 году, но очень долго шел поиск кинодраматурга. В итоге соавтором Федора Попова стал Дмитрий Каралис. Съемки начались в декабре 2015 года и завершились в июле 2017 года. Они проходили в Санкт-Петербурге, на озере Ильмень в Новгородской области, на военном полигоне в Луге, в Щербинке на экспериментальном кольце Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта.
Главные роли сыграли Анастасия Цибизова, Артем Алексеев, Светлана Смирнова, Игорь Ясулович, Александр Яценко, Александр Обласов, Анатолий Горячев, Дарья Екамасова, Татьяна Лялина, Саара Кадак, Хавьер Кальво, Тагир Рахимов, Лидия Копина.
Вот лишь несколько фактов о «Коридоре бессмертия».
* 33 километра дороги были проложены за 17 дней.
* На строительстве работало около 5000 человек, в основном женщины. До сих неизвестно, сколько погибло из тех, кто строил и ремонтировал ветку.
* 600 человек несли службу в 48-й паровозной колонне. Каждый третий из них погиб.
* 1200 раз фашисты разрушали ветку Шлиссельбург – Поляны.
* 102 фашистских самолета было сбито за год над трассой.
* 75% всех доставленных в блокадный Ленинград грузов, в том числе продовольствия, поступило по этой железной дороге, остальное – по ладожской Дороге жизни.
* Один железнодорожный состав перевозил столько же груза, сколько тысяча полуторок.
* Несколько суток без каких-либо укрытий провела на путях первая смена «живых светофоров» – девушек, регулировавших движение поездов вручную.
* К апрелю 1943 года по этой ветке проходило до 35 поездов в сутки.
В фильме «Коридор бессмертия» два центральных персонажа – машинист, политрук и командир поезда Георгий Иванович Федоров по прозвищу Жора Полундра (актер Артем Алексеев) и юная ленинградка Маша Яблочкина (актриса Анастасия Цибизова). Вчерашняя школьница после суровой блокадной зимы 1941–1942-го поступила на железнодорожные курсы в надежде выжить и набраться сил, а в итоге она оказалась в 48-й ОРПК: сначала на строительстве Шлиссельбургской магистрали, затем водила поезда в составе паровозной бригады, где познакомилась с Георгием Федоровым.
У обоих главных героев фильма есть реальные прототипы. Это машинист, политрук Георгий Иосифович Федоров (создатели фильма изменили отчество персонажа) и кондуктор Мария Ивановна Яблонцева.
«Во время работы над картиной я общался с сыном и внуком Георгия Федорова, а правнучка легендарного машиниста даже снялась в нашей картине в роли девочки, которую эвакуировали из блокадного Ленинграда на Большую землю. У Марии Ивановны Яблонцевой мы тоже брали интервью, ее рассказ о строительстве железной дороги вошел в документальный фильм "Колоннисты". К большому сожалению, она не дожила до премьеры фильма.
Как "мосфильмовец", я привык к тщательному подходу к работе. Здесь снимались великие советские картины, и я стараюсь не снижать уровень, заданный моими учителями. Одной из самых сложных постановочных задач было строительство масштабной натурной декорации – железнодорожного моста в Шимском районе Новгородской области, неподалеку от озера Ильмень. В картине "Коридор бессмертия" работала потрясающая команда художников, а руководил строительством декораций линейный продюсер Александр Дельвиг – потомок барона Антона Дельвига».
Еще одной съемочной локацией стал железнодорожный военный полигон под Лугой в Ленинградской области. Помощь в создании фильма оказало Министерство обороны, разрешив снимать на принадлежащем ведомству объекте.
«На этом полигоне мы сняли основной метраж фильма – бои и проезды поездов. Эта натурная площадка представляет собой железнодорожное кольцо, длина круга составляет приблизительно 3-4 километра». Все съемки проходили ночью: во время блокады поезда с ценными грузами пускали именно в темное время суток, чтобы составы не попали под бомбежку или обстрел.
Не пропустите премьеру военной драмы «Коридор бессмертия» на Первом канале в это воскресенье, 26 января. Начало в 22:00.
Фото: Первый канал