26 декабря в прокат выйдет эпическое историческое кинополотно «Союз спасения», посвященное восстанию декабристов. Над его созданием работали три студии: «Дирекция кино», Первый̆ канал, «Золотой орел». Продюсерами выступили Константин Эрнст и Анатолий Максимов. Кроме звезд отечественного кино, в фильме приняли участие почти 2000 актеров массовых сцен. Петербург предстанет во всей своей красе: натурные съемки проходили на Дворцовой площади, в Петропавловской крепости, Царском Селе, Юсуповском дворце, Михайловском замке, Доме-музее Муравьева-Апостола в Москве. Город Васильков, в котором был расквартирован мятежный полк, снимали в деревне Дмитриевка Белгородской области. Здесь отстроили настоящую кинодеревню из 22 домов, мостов, храма, колодцев. Накануне премьеры один из главных героев картины Алексей Гуськов рассказал TV Mag о доблести, чести, уважении к работе оператора, съемках.
Кто ваш герой?
Князь Алексей Щербатов, у которого столько наград, что не буду все перечислять, дошедший со всеми заговорщиками до Парижа в 1812 году, командир южных армий, где, собственно говоря, вызревал этот заговор под названием «Союз спасения», и знавший о нем. Когда все произошло, он не выдал ни одного из своих подчиненных. Не выставил полки, не пролил ни капли русской крови. Вполне небезосновательно подозревался Николаем I, долго потом был в опале. Но мне его позиция очень близка. Этот человек – заложник чести, представитель целого пласта дворянства, которое должно «хранить народу честь и просвещение». Вот этим он и занимался.
В чем для вас заключалась прелесть и новизна роли в известной степени царского чиновника, князя Щербатова, военного генерал-губернатора Киева?
Мне интересны эти персонажи еще с тех времен, когда я играл полковника Малышева в «Белой гвардии». Мы все знаем пьесу Михаила Булгакова «Дни Турбиных», где есть полковник Малышев – человек, который присягает один раз, у которого честь одна, и если он ее отдаст, то откуда взять другую? Мы все наследники великой культуры, некоего этического ценза. Как нынешние итальянцы не имеют отношения к древним римлянам, так и мы, люди XXI столетия, не имеем отношения к этому классу людей, которые жили до Октябрьской революции. Когда они были вместе, то представляли собой конгломерат чести, ответственности, долга. Человек, желающий перемен, – это человек с повышенным чувством справедливости. Они считали себя ответственными за судьбу страны. Сейчас это называется просто «гражданская позиция».
На съемках «Союза спасения» вы работали с оператором Игорем Гринякиным. Для вас это был важный опыт?
Операторская работа – большой труд, и Игорь Гринякин – большой соавтор для меня. Он был поставлен в жесточайшие условия. Например, в музее ты толком ничего поставить не можешь, не развернуться, тут свет на стену долго нельзя ставить, там снимать нельзя.
Я посмотрел сейчас фрагменты картины и не уверен, что смогу точно определить жанр фильма. Наверное, огромная эпическая драма части нации, именно дворянства, хранителей просвещения и чести народа, как они себя считали. И даже лучшей части этого дворянства – армии, гвардии, героев Отечественной войны 1812 года. И эта драма снята жестко, подробно, чуть-чуть со стороны, слегка беспристрастно.
Мы с Игорем работали вместе уже во второй картине. Другая называется «Серебряные коньки», сказка с перепевами «Ромео и Джульетты», снятая в Петербурге, в канун 1905 года, везде красота невероятная.
Фото: Первый канал