16 января компания Capella Film совместно с «Маурис Фильм» выпускает в российский прокат французский фильм «Особенные». Премьера драмы с элементами комедии прошла в рамках Каннского кинофестиваля. Режиссеры и авторы сценария картины Эрик Толедано и Оливье Накаш прославились созданием таких кинохитов, как «1+1» и «Праздничный переполох». Подготовка к новым съемкам заняла у них два года: они встречались со специалистами, которые могли рассказать о людях с особенностями – о тех, кого мы иногда встречаем в метро или на улицах, о тех, для кого каждый день жизни порою как подвиг, кто нуждается в огромных дозах любви и тепла. Лауреат премии «Сезар», экс-муж Моники Беллуччи Венсан Кассель сыграл едва ли не лучшую свою роль – человека, подарившего особенным людям всю свою жизнь. Накануне российской премьеры создатели фильма заглянули в Москву. TV Mag удалось узнать у режиссеров, как они пришли к идее такого сценария, что ждет героя Касселя, почему настала пора затрагивать эту тему, какое эмоциональное напряжение они испытали и что для них значит кино.
Находились ли в вашем окружении люди с особенностями?
Оливье Накаш: Вот именно, что нет. Если нет такой проблемы в семье, то ты не встречаешь таких людей. Проходят годы, и во взрослой жизни мы так или иначе сталкиваемся с особенными людьми. И если бы мы, будучи детьми, в обычной школе могли встречать таких особенных детей, то так было бы лучше, и мы бы не пришли к тому результату на уровне общества, к которому пришли сейчас.
Какая ситуация в жизни повлияла на то, что вы решили снять этот фильм?
Эрик Толедано: Вообще-то, мы двадцать лет как знакомы с главными героями фильма. Они стали, можно сказать, нашими друзьями. На протяжении всего этого времени мы наблюдали, как эти смелые, отважные и щедрые люди делают это дело – помогают особенным детям. Все это было на коленке, подручными средствами и держалось только на их энтузиазме. Как мы понимаем, общество сейчас созрело и нуждается именно в том, чтобы ему показали тот результат, к которому они пришли, и чтобы общество его восприняло.
Венсан Кассель сразу согласился на эту роль? Или вы его по дружбе пригласили?
Оливье Накаш: Дело в том, что мы лично не были знакомы ни с Венсаном Касселем, ни с Реда Катебом. Нам нравились фильмы с их участием, их актерские работы, поэтому предложили им принять участие в съемках. Сначала сценарий написали не весь, а какую-то часть. И вдруг поняли, что надо бы актерам, которых мы хотим снять в этом фильме, дать посмотреть, понять, пойдут ли они за нами в эту долгую историю. Мы предложили им – без всяких обязательств ни с той, ни с другой стороны – по 2-3 часа проводить в этих организациях и общаться с этими детьми, наблюдать, смотреть на их привычки, вытаскивать для себя полезную информацию. Они сделали этот шаг, а потом сказали: «Да, хоть сценарий не дописан до конца, мы согласны на съемки».
В финале работы над фильмом вы узнали о себе, что тоже можете плакать?
Эрик Толедано: Да, конечно, вы правы, для нас эта работа открыла новые эмоции, потому что мы привыкли к комедиям, в которых есть немного социальной истории, чуть драмы. В данном случае эффект, который мы получили, более интересен для нас. В конце фильма обычно воцаряется молчание. И здесь, в Москве, мы хотели услышать его, именно услышать, потому что оно говорящее. Так люди реагируют на этот фильм, и этим он особенно ценен для нас.
Когда у мальчика-аутиста случается истерика, это постановка или все-таки реальный случай?
Оливье Накаш: Естественно, мы консультировались с педагогами, врачами, психиатрами, и, конечно, это полностью актерская игра. Людей в таком состоянии никуда невозможно возить специально, и на съемочную площадку тоже. Актер же очень хорошо знал природу этого, потому что у него брат-аутист.
Главный герой хотя и ходит на свидания – шидух, но обречен на одиночество по логике сюжета? Для него семья – эти дети?
Эрик Толедано: Не обречен. Во многом этот персонаж списан с реального человека. Его миссия – 24 часа в сутки заниматься детьми, поскольку он один за все отвечает и за всем должен следить. Нет достаточной помощи, которая может высвободить его время для личной жизни, потому что его телефон все время занят. Но, может, сейчас что-то будет меняться. Фильм вызвал интерес государственных структур, и, если ему выделят деньги для сотрудников, которые будут помогать в работе, тогда у него высвободится время на личную жизнь.
Вопрос наполовину философский, наполовину этический: вы бы сами пошли лечиться к врачу без лицензии?
Оливье Накаш: Хороший вопрос! Я понимаю, на что он направлен. Отвечу так: во Франции живут 700 000 особенных людей, 37 000 из них с самыми серьезными проблемами находятся в семье. Есть те, у которых проблемы полегче, их можно пытаться социализировать, чем и занимаются подобные ассоциации, показанные в фильме, таким образом помогая родителям. Если выбирать между тем, чтобы ничего не делать, и попыткой найти решение этого вопроса, на мой взгляд, нормой является все-таки попытка помочь найти решение вопроса, контакт с медицинскими учреждениями, наблюдение и внедрение таких людей, которые сопровождают и социализируют проблемных людей.
Кино – это?
Эрик Толедано: Для меня это возможность прожить все те жизни, которые я не могу прожить в реальности. Таким образом я перевоплощаюсь в романтика, солдата, врача, полицейского и кого угодно.
Оливье Накаш: Кино не может взять и изменить мир, но в каких-то определенных моментах оно может изменить угол зрения, отношение к чему-либо конкретно здесь и сейчас и тогда может кому-то помочь. И мне нравится, что кино – для людей.
Фото: la-croix.com