Что нужно знать, отправляясь в автомобильное путешествие
Автопутешествия – поистине бессмертный жанр. Особенно теперь, с учетом новых экономических реалий и взлетевших цен на авиабилеты. Хорошо, когда ты сам себе хозяин, когда стартуешь в любой удобный момент практически любым составом и легко можешь распланировать свой маршрут. Сегодня поговорим о том, что важно знать, отправляясь в Европу, да и вообще за границу на собственной машине.
Положить в папку с документами
Зеленая карта – международное ОСАГО - то, что понадобится вам обязательно. Покупать ее выгоднее на больший срок (минимальный – две недели). В отличие от обычной «автогражданки», выписывается просто на автомобиль, без указания допущенных к управлению водителей, так что стаж особого значения не имеет.
Медицинскую страховку спрашивают редко, но случается, поэтому ее лучше иметь в распечатанном виде. Также перед покупкой российского полиса для автомобиля старше трех лет вы получаете диагностическую карту. Ее тоже лучше иметь с собой: так, если вы следуете в Прибалтику, пограничники запросто могут поинтересоваться ее наличием.
Важно знать, что, помимо Зеленой карты, в ряде стран Европы – например, в Румынии, Словакии, Венгрии - потребуется приобрести виньетку или матрицу – это что-то вроде дорожного налога, оплаченное право пользоваться магистралями страны. Купить виньетку можно на любой крупной заправке. Полиция имеет право спросить ее и при ее отсутствии выписать штраф.
Экономим топливо
Белорусские и российские цены на топливо вполне сопоставимы, так что, если ваш путь лежит дальше в Европу, то, например, в Бресте непосредственно около погранперехода стоит заехать на АЗС и залить полный бак. Также в багажнике полезно иметь канистру: согласно правилам, вы можете ввозить в Евросоюз десять литров топлива. На деле это практически никогда не проверяется. Если учесть, что литр 95-го бензина стоит в Европе 1.20-1.30 евро, то лишние сто километров пробега на «родном» топливе сэкономят вам приличную сумму.
Помним о правилах
Большая часть дальних маршрутов в Европу пролегает либо через Белоруссию, либо через Прибалтику. И там, и там очень много камер, которые с удовольствием сфотографируют ваши номерные знаки, если вы превысите скорость. Негласного правила «+19», актуального для России, там просто не существует. В Белоруссии дорожно-патрульная служба отнесется терпимо к превышению не более чем на 9 километров в час.
Информация о нарушениях сразу же попадает в базу; срок давности составляет около двух месяцев. Если даже вы едете по правилам, но превысили ранее, и вам вдруг встретится сотрудник ДПС, он вполне может «пробить» через базу информацию о вашем нарушении и взыскать с вас штраф непосредственно на стационарном посту – разумеется, все официально, с терминалом, реквизитами и возможностью расплатиться банковской картой.
В Прибалтике свои 90 километров в час примерно соблюдают даже мотоциклисты, потому как штрафы там значительно больше белорусских. Да и вообще, практика показывает, что европейские взыскания отлично доходят до России, а если их вовремя не оплатить, то в будущем это может быть чревато проблемами с получением шенгенской визы.
Особенно внимательными стоит быть с парковкой в больших городах: правила везде свои, но в центре столиц она почти всегда платная, а нарушение грозит солидным штрафом, блокировкой колес или эвакуацией. Впрочем, значительное количество отелей и даже бюджетных хостелов располагают собственной парковкой, платить за которую не придется.
Разумная экономия
Мой личный опыт подсказывает, что подходящий для путешествий автомобиль, особенно в теплое время года, поможет сэкономить немало денег. Во-первых, если это универсал или минивен, а вы не очень избалованы комфортом, в нем можно просто спать, не тратя денег на гостиницы по пути к месту следования. В Белоруссии и в Европе вдоль трасс довольно много обустроенных парковок, где можно остаться на ночь; иногда они платные, чаще – нет. Я люблю заезжать на крупную заправку и парковаться где-нибудь в дальнем углу, а затем удобно устраиваться на разложенном заднем сидении, завернувшись в спальник. Утром не надо думать, где умыться, перекусить и выпить ароматного бодрящего кофе, и вы можете без лишних задержек продолжить свой путь.
Менять расходники вроде масла или тормозных колодок лучше всего в Белоруссии: при достойном качестве сервиса цены окажутся заметно ниже российских, ну а то, что ваш автомобиль должен быть готов к дальней дороге полностью, думаю, ни у кого сомнений не вызывает.
Пересечение границы
На российско-финской границе сейчас открылись дополнительные коридоры, и потому очередей практически нет. При этом, у финнов вообще можно подать паспорта прямо в окно, не покидая автомобиль. Польско-белорусская граница довольно загруженная, но в утренние часы ее можно пересечь довольно быстро. При прохождении границы из Эстонии в России необходимо будет встать в электронную очередь. Удобное время вы можете забронировать через интернет, на сайте estonianborder.eu, по телефону либо непосредственно на месте. В любом случае, вам придется провести какое-то время в зоне ожидания – до появления номера вашего автомобиля на световом табло. Все это обойдется вам примерно в 5 евро.
Кстати, обратите внимание, чтобы все лампы были исправны: перегоревший ближний свет вполне может быть поводом развернуть вас на границе – проверено на себе. Аргумент, что ремнабор имеется у вас с бардачке, и вы хоть прямо сейчас готовы заменить перегоревшую лампочку, обычно не работает: вы должны вернуться и отправиться в сервис. Конечно, многое зависит от вредности конкретного пограничника.
Если на лампу еще могут закрыть глаза, то на шины обратят внимание обязательно. Если вы отправляетесь в путешествие зимой, обязательно найдите информацию о том, какие покрышки и в какое время допускаются. Так, во многих странах Евросоюза шипы попросту запрещены. Мне известны случаи, когда особенно целеустремленные путешественники выдирали их из шин плоскогубцами, чтобы не «переобуваться» и проследовать дальше.